Последний звонок для уравниловки
|
Напомним, с 1 сентября во всех наших школах появится новый стимулирующий фонд. Кому из него назначать доплаты и в каком размере – будет решать администрация школы вместе с управляющим советом. В расчет при этом будут браться и личные достижения учителя, и успехи его учеников, и опросы родителей – довольны ли они результатами учебы своих детей.
Но это – лишь часть новшества. В 30 школах республики в порядке эксперимента полностью апробируют новую систему оплаты труда. Систему, можно сказать, революционную – впервые зарплата учителя не будет привязана только к числу проведенных уроков. «Педагогам школ, перешедшим на новую систему оплаты труда, будут выплачиваться должностные оклады за 36 часов работы в неделю, время, в котором учтены и урочные часы, и внеклассная работа, – сообщила на августовской конференции министр образования республики Галина Чернова. – По новой системе размер базового должностного оклада будет определяться один раз в год на 1 сентября – исходя из величины республиканского прожиточного минимума за второй квартал текущего года. Этот, базовый размер оклада умножат затем на повышающие коэффициенты, которые зависят от образования, стажа и квалификационной категории учителя».
Сами коэффициенты, заметим, пока окончательно не утверждены. Но в проекте схема выглядит так. Если есть у педагога высшее образование (а имеют его сейчас 93 процента школьных учителей) базовая часть оклада по проекту будет умножена на коэффициент 1,5. Проработал он в школе 15 лет – полученная сумма умножится еще на 1,3. А если этот учитель и высшую категорию имеет – зарплата у него увеличивается еще в два раза. Кстати, в связи с введением новой системы оплаты труда, в республике, по словам министра, планируется кардинально перестроить и порядок аттестации учителей.
Однако система с коэффициентами коснется в этом году лишь «избранных» школ. А вот стимулирование – абсолютно всех. В нынешнем году на эти цели каждая школа выделяет по 10% от фонда оплаты труда. Разработчики новшества дают примерную схему, по каким критериям «надбавки» распределять. А дальше – полная самостоятельность. Но воспользоваться ею в большинстве школ пока не спешат. Директора честно признаются – ждали педсовета, там, мол, специалисты подскажут, что к чему. Однако примерные подсчеты по новой зарплате кое-где уже сделаны. В частности, в урмарской школе № 1, вошедшей в число тридцати участников эксперимента. «В новом учебном году зарплата педагогов должна вырасти у нас примерно в два раза, – говорит директор школы Валентина Макарова. – Учитель первой категории, к примеру, вместо прежних шести тысяч рублей будет получать 11 – 12 тысяч. Сумма эта – с учетом надбавок, для нашей школы они составят порядка 53 тысяч рублей в месяц». Отметим, впрочем, далеко не все коллеги Макаровой четко ориентировались в цифрах. В кулуарах конференции корреспондент «СЧ» поинтересовался у одного из директоров сельской школы, сколько именно в рублях составят 10 процентов « на надбавки». Директор тут же кинулся за подмогой к вышестоящему начальству – узнать, какой в его школе фонд оплаты труда…
Однако проблема со «стимулами» – не только в арифметике. Есть и личные моменты. При распределении кому-то из учителей могут дать хорошую доплату, а кому-то и рубля не прибавят – пойдут конфликты, раздоры. Поэтому иные руководители школ поговаривали меж собой о «мирном» варианте: чтоб никого не обидеть, надо, мол, поделить надбавки поровну, и дело с концом. Но разработчики проекта настроены категорично – уравниловки быть не должно. «Сами по себе стимулирующие выплаты – отличный механизм, – считает директор чебоксарского лицея № 3 Ирина Полбенникова. – Надо только уметь грамотно им распорядиться, чтоб люди четко знали, за что именно их будут поощрять».
На бесконфликтный вариант настроена и директор Калининской школы Вурнарского района Татьяна Ефимова. « Учителя же сами видят, кто как работает, – говорит она. – И схема в целом правильная: те, кто достиг хороших результатов, будут получать хорошую зарплату. Ну а тем, кто пока не особо старался, надо будет подтянуться».
Кроме курса на повышение качества учительского труда, есть у нового проекта еще одна стратегическая цель. Прибавка в зарплате должна привлечь в школы, особенно в сельские, молодых учителей. И подвижки тут уже намечаются. «Нынче мы наконец-то нашли учителя информатики, завербовали одного из выпускников ЧГПУ, – радовался директор Аликовской школы Анатолий Дмитриев. – А так беда была с этим предметом – за пять лет три толковых педагога из школы ушли. Исключительно из-за зарплаты».
И, наконец, новый подход к оценке педагогического труда должен изменить сам статус учителя – в эпоху, когда человека нередко оценивают по принципу «ты стоишь столько, сколько тебе платят». А повысится статус учителей – глядишь, не только к урокам будут они относиться по-иному. Говорят, в одной из чебоксарских школ педагоги перед 1 сентября заключили негласный договор – взяток и подарков от родителей не брать. Разве что букеты цветов к праздникам…