Министерство образования Чувашской Республики

КАК ПРЕПОДАВАТЬ НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ С ПОЗИЦИИ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ?

С 18 по 22 июня в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования состоялась Всероссийская конференция на тему «Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях и разработки государственного стандарта общего образования второго поколения». 21 июня группу делегатов конференции принял Президент России Владимир ПУТИН.


В конференции приняли участие около 300 представителей регионов. Из каждого субъекта Федерации приглашались делегации в составе учителя истории и обществознания (победителя конкурса приоритетного национального проекта), методиста по преподаванию этих предметов из института повышения квалификации работников образования, специалиста по методике преподавания из педагогического вуза. Помимо руководителей Министерства образования и науки Российской Федерации, с делегатами общались представители российской политической элиты, ученые и общественные деятели. В числе гостей были заместитель руководителя Администрации Президента России Владислав Сурков, помощник Президента России Джахан Поллыева, президент РАО Николай Никандров, вице-президент РАН Валерий Козлов, члены Общественной палаты РФ Алексей Чадаев и Сергей Марков.

Основной темой обсуждения на конференции стали две книги для учителя: «Новейшая история России 1945–2006 гг.» и «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», выпущенные в этом году издательством «Просвещение». Книги подготовлены авторскими коллективами, члены которых до сих пор не принимали участие в написании школьных учебников и потому не известны педагогической общественности. Автор книги по истории – заместитель директора Национальной лаборатории внешней политики Александр Филиппов, в работе над ней также участвовали еще шесть авторов. Книга по обществознанию вышла под редакцией профессора Государственного университета – Высшей школы экономики Леонида Полякова; помимо него, главы писали еще пять человек. Книги не являются учебниками и не предназначены для использования в классе.

Впервые предлагается новая технология подготовки учебника. Сначала выпускается книга для учителя. Представители педагогического сообщества на конференции высказывают замечания по форме и содержанию будущего учебника, с учетом которых авторы пишут собственно учебник. Естественно, прежде чем оказаться на школьной парте, учебники должны будут пройти через процедуру экспертизы. Об особенностях этой процедуры, единой для всех учебников, – об обязательности прохождения экспертизы в экспертных организациях, о персональной ответственности их руководителей за результат и пр. – участникам конференции подробно рассказал директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Исаак Калина.

Андрей Фурсенко:  «Мы должны сделать все возможное, чтобы права учителей по выбору учебников были разумно реализованы».
Участники конференции много говорили о важности истории и других гуманитарных наук в современном обществе и об их роли в воспитании личности. «XX век был ориентирован на точные науки, а XXI век – это эпоха гуманитарных технологий, – сказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. – История среди всех гуманитарных наук – фундамент, на котором многое строится. Это очень сложный предмет: даже прошлое становится заложником того, что мы имеем сегодня».

Участники конференции обсуждали вопрос о роли государства в преподавании истории в школе. «Государство будет и должно заниматься отечественной историей, – сказал Андрей Фурсенко. – Говорят, что если народ не хочет кормить свою армию, то будет кормить чужую. Точно так же, если историей не занимается свое государство, ей будет заниматься чужое. Россия – часть мира, но одновременно самодостаточная страна. Поэтому со своей историей мы можем разобраться самостоятельно». Говоря о роли государственной системы повышения квалификации учителей в формировании новых принципов преподавания общественных наук, ректор АПКиППРО Эдуард Никитин отметил: «У нас есть хороший и надежный помощник – государство!»

Руководители двух академий – президент РАО Николай Никандров и вице-президент РАН Валерий Козлов – в своих докладах говорили о проблемах воспитания молодого поколения. «У современной молодежи открыт доступ к информации, есть возможность выработки собственной гражданской позиции, – сказал Валерий Козлов. – Формируются новые требования к выпускникам образовательных учреждений – они должны научиться жить в условиях поликультурного общества, но одновременно сохранить идентичность гражданина России».

И хотя воспитание является составной частью понятия «образование», в современном обществе школа – лишь один из факторов, оказывающих влияние на социализацию молодого поколения. Николай Никандров сказал о негативном влиянии массовой культуры, телевидения, улицы и многого другого. Всевластие денег, естественность насилия, антипатриотизм («чужой» патриотизм, героизация «чужого» образа жизни) стали «посылами» социализации молодых людей. Чтобы противостоять подобным тенденциям, по мнению президента РАО, необходимо уделять больше внимания воспитанию в школе: включить воспитательный компонент в государственный стандарт общего образования, проводить отбор и экспертизу всех учебных изданий, попадающих в школу (а не только учебников), отбирать издательства, которые имеют право издавать учебную литературу.

В этой ситуации особенно важна роль учителей истории и обществознания, которые с начала 90-х годов находятся в сложнейшей ситуации. «Нас в 90-е годы бросили, оставили один на один с нашими проблемами!» – так охарактеризовал ситуацию Эдуард Никитин. Помощник Президента РФ Джахан Поллыева сказала, что российские учебники обществознания в последние десять лет представляют собой «латанное-перелатанное одеяло»: взяв за основу советские пособия, авторы пытались изложить материал на новый лад. В результате было невозможно обеспечить системный подход.

Все эти проблемы сохраняются по сей день – попытки создания учебников истории и обществознания, отвечающих интересам личности, общества и государства, до сих пор не увенчались успехом. «Проблема подбора учебников не менее серьезна, чем проблема подбора лекарства, – отметил Андрей Фурсенко. – Сегодня нет системы, когда учителя должны учить тому, что приказано сверху. У директора и учителя есть огромные права по выбору учебников. И мы должны сделать все возможное, чтобы эти права были разумно реализованы».

Леонид Поляков: «На смену военно-патриотическому воспитанию приходит гражданско-патриотическое».
«Все факты, изложенные в книге «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», вам хорошо известны, – сказал профессор ГУ–ВШЭ Леонид Поляков. – Наша задача состояла в том, чтобы, собрав их вместе, построить целостную картину мирового сообщества, которая определяется борьбой национальных интересов. Нередко приходится слышать, что историю нужно писать объективно. Но еще Ницше говорил, что нет фактов, а есть интерпретации. Картина сегодняшнего мира может быть объективной только для марсиан. Мы же смотрим на мир с позиции гражданина России, для которого интересы России превыше всего! Смысл нашего проекта в том, чтобы, преподавая обществознание, вы вкладывали в умы, души и сердца детей привычку мыслить глобально, руководствуясь интересами своей Родины».

Профессор ГУ–ВШЭ пояснил, что в современном мире успешным оказывается тот, кто действует в логике национальных интересов. «Мы играем по правилам либерального мира, главное из которых – неограниченная свобода конкуренции. Чем быстрее мы научимся жить по его законам, тем либеральнее мы будем». В учебнике сделана попытка изложить точку зрения на мир российской нации как коллективного субъекта, действующего в современном социуме.

По словам Леонида Полякова, учебник обществознания для 11 класса «будет революционным по своему дидактическому исполнению». Принцип его построения – от общего плана к крупному плану. В первых главах излагается теория общества, даются портреты самых крупных цивилизаций, которые играют ключевую роль в современном мире. Затем речь идет о глобальной геополитической катастрофе – распаде СССР, государства, прекратившего существование по решению собственного народа. Рассказывается о вызовах, перед которыми стоит Россия, и о задачах, которые ей предстоит решать. Следующий блок посвящен нашей специфической политической культуре и политической системе современной России. Заключительная глава посвящена проблемам ближнего зарубежья, русскому миру. По мнению авторов, такая структура поможет воспитать в детях «россиецентризм».

«В Советском Союзе патриотическое воспитание всегда было военным, – сказал Леонид Поляков. – Его символ – человек с ружьем. Отдаленные последствия такого подхода – события в Эстонии: весьма символично, что эта мерзкая возня происходит вокруг человека с ружьем. Теперь же мы должны заменить военно-патриотическое воспитание на гражданско-патриотическое, которое является частью образовательного процесса».

Сам Леонид Поляков написал главу, посвященную современной российской политической системе. «Именно на критике нашей политической системы в сегодняшнем мире строится одна из стратегий воздействия на нашу страну, – считает он. – Говорят о вечном авторитаризме, о рабской русской душе, и это способ держать нашу страну в узде. Такова стратегия воспитания в нас комплекса неполноценности». Самая неизвестная история – вчерашняя, поэтому в книге подробно рассказывается о том, как формировалась политическая система России в начале 90-х годов. Краткая история российской демократии поделена на два этапа: 90-е годы – период олигархического режима («господство немногих, получивших богатства и приватизировавших власть»), 2000-е годы – суверенная демократия, то есть демократия, опирающаяся на собственные ресурсы.

Авторы книги в течение целого дня отвечали на вопросы участников конференции и раздавали автографы. Как заметил Исаак Калина, «такого количества записок из зала я не видел ни на одной конференции». Обычно воздерживающийся от похвал, он поблагодарил авторов за легкость в изложении материала: «Я рад, что наконец-то появляется книга на простом языке и учительнице не придется изображать из себя академика. Читая книгу, не нужно напрягаться. Я благодарен авторам за то, что они стали участниками такого важного проекта».
Александр Филиппов: «Сегодня общество иначе смотрит на свою недавнюю историю, чем десять лет назад».
Автор книги по новейшей истории Александр Филиппов пояснил, почему было принято решение ее написать: «Продолжительность новейшей истории постсоветской России – 15 лет. Это состоявшийся отрезок, по которому накоплена большая историография, пласт источников, публицистика и мемуарная литература. Кроме того, последующие события влияют на оценку предшествующих. Социологические данные показывают, что сегодня общество иначе смотрит на свою недавнюю историю, чем десять лет назад».

Следующая причина – чисто политическая: некоторые страны бывшего СССР и наши бывшие союзники по социалистическому лагерю проводят скоординированную политику пересмотра истории Великой Отечественной войны и периода до 1985 года. Выдвигаются тезисы о том, что «Сталин хуже Гитлера» и что современная Россия несет ответственность за сталинские преступления. «Эта политическая кампания встречает слабый отпор со стороны нашего общества, – считает Александр Филиппов. – Возникла политическая необходимость заложить в школьные курсы истории прививку ревизионизма такого понимания истории».

Профессор МГИМО Оксана Гаман-Голутвина готовила раздел книги, посвященный личностям руководителей нашей страны. «Учителя и дети испытывают трудности при оценке того, какими обстоятельствами были вызваны порой жесткие формы политической организации в нашей стране, – рассказала она. – История превращается в совокупность черных дыр и белых пятен. Нужно объяснить ребятам, что жесткость разных руководителей в разные эпохи была вызвана необходимостью проводить ускоренную модернизацию, при которой нередко оказывался востребованным такой тип политического руководства».

Раздел книги, посвященный «путинскому» периоду, написал Павел Данилин – шеф-редактор портала «Кремль.орг». «История последних семи лет уникальна тем, что происходила у нас на глазах, – считает он. – Этот раздел был написан для того, чтобы избежать нигилизма по отношению к нынешней истории России у представителей молодого поколения. В своей работе я использовал статистические данные, периодику, книги по актуальным политическим проблемам». Школьники должны знать о достижениях «путинской» России: обеспечена территориальная целостность страны, обеспечен экономический рост, государство расплатилось с огромным внешним долгом, проведена политическая реформа. «Россия строит суверенное демократическое государство, цель которого – увеличение благосостояния своих граждан», – подвел итог Павел Данилин.

Участница конференции из Нижнего Новгорода Светлана Кулева так прокомментировала выступления авторов: «Ваша работа – это акт гражданского мужества, подвижничества, зрелости. Вы назвали вещи своими именами. За последние годы произошли важные ценностные изменения – семь лет назад, когда общество было тяжелобольным, такая книга просто не могла появиться».

Примечательно, что в создании книги по новейшей истории приняла участие группа учителей из московского Центра образования № 548 «Царицыно», победителя конкурса «Лучшая школа России – 2006». Как отметил Исаак Калина, эта группа сыграла роль «переходника», обеспечив связь между авторами и теми, кому предстоит работать с данной книгой. Директор Центра образования № 548 Ефим Рачевский так сформулировал идею нового учебника истории: «Он должен быть основан на понятиях нового ценностного ряда, одно из которых – гражданственность. Ведь у современных старшеклассников есть потребность в позитивной истории».

Владислав Сурков: «Никто не спустит сверху указание, как нужно преподавать историю». Ряд выступлений и круглых столов на конференции был посвящен проблемам разработки государственных образовательных стандартов второго поколения. Участники конференции не раз задавали вопрос, каким образом представленные книги можно соотнести со стандартом. Исаак Калина отвечал так: «Ценность конференции в том, что ее делегаты становятся участниками большой коллективной работы. Представленные книги – это не пояснение к параграфам учебника, а текст, по поводу которого учительство должно высказать свое мнение: что в нем важно, что хорошо и что плохо. Именно эти мнения послужат основой для создания стандартов, написания учебников и составления дидактических единиц».

О том, как соотносится разработка новых стандартов с содержанием новых книг, представленных на конференции, рассказали член-корреспондент РАО Александр Кондаков, возглавляющий проект по разработке стандартов второго поколения, и профессор МГУ Александр Асмолов. Поскольку новые стандарты – это не перечень дидактических единиц, а согласованные требования семьи, общества и государства к результату образования, в основу их создания положены ценностные идеалы демократического общества, о которых в течение двух дней говорили на конференции авторы книг для учителя.

Александр Кондаков рассказал о целях работы над стандартами, в числе которых – обеспечение консолидации, конкурентоспособности и безопасности нации. Стандарты определяют ценностные ориентиры системы образования: идеалы равноправия и социальной справедливости, демократических и гражданских ценностей, патриотизма и диалога культур, безопасности и ценности человеческой жизни. «При разработке новых стандартов мы исходим из того, что образование – один из ключевых институтов социализации в обществе. «Конкуренты» школы – СМИ, семья, религия, – добавил Александр Асмолов. – Одна из задач школы – содействие росту конкуренто-способности и процветания современного российского гражданского общества, а также формирование гражданина России».

«В современной школе должна быть вариативность, и никто не спустит сверху указание, как нужно преподавать историю, – сказал заместитель руководителя Администрации Президента России Владислав Сурков. – Но в любой уважающей себя стране большей популярностью пользуются те взгляды на историю, которые способствуют уважению к самому себе». Тема национальной самостоятельности России была предана забвению на протяжении многих лет, но сегодня не стоит доходить до отрицания успехов великой страны. По мнению Владислава Суркова, «мы должны формировать свои философские системы, не отрываясь от контекста мирового развития».

Соб. инф.

От редакции
Информацию о работе конференции в течение нескольких дней передавали центральные СМИ, она была в центре внимания политиков. Материалы конференции будут обсуждаться на августовских педагогических конференциях в регионах.

Обсуждение планируется продолжить и на страницах «Вестника образования». В ближайшее время редакция будет готовить выпуск журнала, посвященный актуальным вопросам преподавания новейшей истории и обществознания в контексте разработки государственного стандарта общего образования второго поколения. Мы предлагаем читателям присылать статьи по данной тематике объемом от 4 до 10 тыс. знаков (с пробелами) на электронный адрес vestnik@prosv.ru. Все материалы будут переданы авторским коллективам, представившим свои книги на конференции. Лучшие материалы будут опубликованы.



28 июля 2007
00:00
Поделиться