Министерство образования Чувашской Республики

На чем замешаны тесты

На прошлой неделе в республике подвели итоги первого этапа ЕГЭ. В целом сдали его наши школьники чуть хуже, чем в прошлом году, чуть лучше, чем в целом по России. Но есть отступления от общей статистики. Несколько районов, где прежде результаты ЕГЭ были почти на уровне чебоксарских лицеев, на этот раз оказались в числе замыкающих экзаменационную таблицу. И были на то причины.


Хочешь пятерку — продай корову

В день ЕГЭ по обществознанию более полутора сотен выпускников Комсомольского и Батыревского районов дружно передумали сдавать экзамен. Даже в школу не зашли — развернулись у порога и по домам. Дело в том, что в этом году государственная экзаменационная комиссия республики решила пойти на радикальные меры. В четырех проблемных районах юга республики — Батыревском, Комсомольском, Яльчикском и Шемуршинском — на экзаменах по обществознанию (а также по истории, химии и физике) все местные операторы ЕГЭ были заменены на чебоксарских инспекторов. И в районах узнали об этом только за час до экзамена.

Поскольку дезертировать с «поля боя» додумались не все школяры, внезапный десант из Чебоксар изрядно подпортил «южанам» отчетную статистику. По всем экзаменам, на которых работали «чужие» операторы, результат в этих районах — не выше 20-го места по республике.

Сама же обстановка на экзаменах складывалась порой в духе детективных сюжетов. Обходя по периметру одну из школ Батыревского района, инспектор увидел флэшку, лежащую на открытой форточке. «Это кабинет стоматолога», — сообщили в школе. Вскрыли кабинет — там все окна наглухо закрыты. Но форточку с флэшкой (пересняты на нее были экзаменационные тесты по истории) инспектора все же нашли — в соседней комнате, в закутке рядом с директорским кабинетом. Куда и кому собирались переправить «секретные материалы», выяснить не удалось. Сотрудники школы шли в отказ как партизаны, — ничего не знаем, подкинули….

— Единый экзамен иные педагоги превращают в своего рода услугу, — говорит директор республиканского Центра новых образовательных технологий Галина Арзамасцева. — В одной из школ наши операторы нашли отксерокопированные листы с одним и тем же вариантом ответов на задания ЕГЭ. На каждом листочке — номер кабинета, фамилия конкретного ученика, сидящего именно на этом варианте. До адресатов подсказки не дошли, но, судя по всему, к экзаменам в этой школе готовились по отработанной заранее схеме.

Кстати, кое-где в районах чебоксарским операторам шепотом называли и расценки: пятерка по ЕГЭ — 10 тысяч рублей (в крупных городах по неофициальным данным такса была вдвое выше). И потратившихся родителей приезд «чужаков» тоже не обрадовал. «Принесла вас нелегкая! Я скотину продал, чтоб сын экзамен сдал», — сокрушался один из пап.

Нарушение без наказания?

О махинациях на едином экзамене говорят не первый год. Но попытки нарушений (и факты, что греха таить) как были, так и есть. Может, потому, что сами нарушители ничем особо не рискуют. Уголовная статья для них — под большим вопросом. Факт взятки еще надо доказать, а никто из участников процесса в публичной огласке не заинтересован. Тем более в глубинке, где все друг другу родня, соседи, знакомые. Но почему бы тогда организаторам ЕГЭ не пустить в ход административный ресурс? К примеру, уволить замешанного в махинациях учителя, завуча, директора. Или наказать рублем саму школу. В этом, да и в прошлом году попытки нарушений фиксировались и в школах — миллионерах. Так может, стоит лишить их гранта, который дается, в том числе, и за успехи на единых экзаменах?

— Миллион у школ не отобрать — в положении о грантах Президента России подобных санкций не предусмотрено, — говорит заместитель министра образования республики Светлана Петрова. — К тому же сам учитель у своих учеников экзамен принимать не имеет права, на ЕГЭ работают обычно педагоги из других школ. Так что сложно разобраться, кого тут наказывать. Не так просто привлечь к ответственности и самих педагогов. Дело в том, что на законодательном уровне система наказаний за нарушения на ЕГЭ четко не отработана — с учетом, вероятно, того, что единый экзамен пока проходит в статусе эксперимента. Есть, правда, нормативное письмо Рособрнадзора, руководствуясь которым в прошлом году мы отстранили от работы двух руководителей экзаменационных пунктов из Чебоксар и Комсомольского района — за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Но, чтобы уволить из школы конкретного учителя или объявить ему строгий выговор, надо еще и умысел доказать. К примеру, что те же отксерокопированные шпаргалки он нес ученикам, а не просто нашел их где-нибудь в кабинете…

Так что, выходит, бояться учителям — нарушителям пока особо и нечего. Разве что родителей — в случае чего спросят за не полученные на экзамене пятерки. Впрочем, между собой обе стороны наверняка уже разобрались…..

Слабости закона между тем признают и в Рособрнадзоре. Представители его недавно заявили — в следующем году в Административный кодекс РФ необходимо внести положения, ужесточающие ответственность за нарушения в ходе единых экзаменов. Кстати, парадокс, но в нормативных документах нет даже пункта, запрещающего проносить на ЕГЭ сотовые телефоны. А у нас что не запрещено, то разрешено — мобильники на экзамен иные школьники несли пачками. Отберут один, тут же на свет появляется второй….

Милиция шпаргалки не ловит

С учетом прорех в законах в Чувашии решили сделать ставку на профилактику. «Главной целью было предупредить нарушения на местах, — говорит С. Петрова. — По сравнению с прошлым годом, нынче мы втрое увеличили число наблюдателей, со стороны контролирующих экзаменационный процесс. Хороший эффект дала и замена операторов, непосредственно работающих на экзамене. Причем меняли их на людей, не имеющих отношения к школьной системе — на сотрудников техникумов и училищ. Большие надежды в этом году мы возлагали и на общественных инспекторов. Однако «общественники» в лице родителей и попечителей ожиданий не оправдали. Вместо того, чтобы следить за порядком на экзаменах, многие сами пытались его нарушить».

Ну а что же правоохранительные структуры? Да, во всех пунктах проведения единого экзамена обычно дежурят участковые милиционеры. Но их задача — следить за общим порядком, а не отлавливать учителей со шпаргалками. В ОБЭП же и в прокуратуре республики корреспонденту «СЧ» сообщили, что материалов о нарушениях в ходе проведения единых экзаменов у них нет. Впрочем, и в стране громких дел, связанных с ЕГЭ, — единицы. В их числе скандал в Ленинград-ской области, где накануне экзамена выпускник добыл, решил и выставил в Интернет тесты ЕГЭ по русскому языку. Школьник в итоге отделался переэкзаменовкой и сдал ЕГЭ на четверку. Но никто так и не сообщил, как наказали чиновников, допустивших утечку информации…

Игра по правилам

— В целом, говорить о том, что все учителя идут на нарушения только ради денег, нельзя — полагает С. Петрова. — Одни искренне хотят помочь детям. Другими движет корпоративная солидарность — надо, мол, поддержать коллег, ведь с них за плохие оценки по ЕГЭ тоже спросят. Но какими бы ни были мотивы, подобная практика расслабляет учителей, развращает учеников, создает обманчивое впечатление, что единый экзамен сдать легко. По сути же взрослые оказывают детям медвежью услугу. В Яльчикском районе, к примеру, в этом году 28 процентов школьников — почти каждый третий! — получили двойки на ЕГЭ по русскому языку. Думаю, сыграли тут свою роль и надежды ребят на подсказку, и слабая подготовка учителей….

— На все 100 процентов ликвидировать нарушения на ЕГЭ, вряд ли возможно, — полагает С. Петрова. — Но минимизировать их можно. За счет усиления законодательной базы, жесткого контроля за ходом экзаменов. Кстати, министр образования России недавно предложил установить в пунктах проведения ЕГЭ камеры видеонаблюдения. Предложение хорошее, все упирается только в цену вопроса.

— В этом году идет много разговоров о минусах единого экзамена, — продолжает Светлана Владимировна. — Но люди забывают при этом, как до введения ЕГЭ все говорили о коррупции в вузах, называли конкретные суммы взяток, которые надо заплатить за поступление на тот или иной факультет. Забывают и о плюсах ЕГЭ. О том, что теперь ребятам не надо дважды за лето держать экзамены, что, успешно сдав ЕГЭ в родной школе или районе, они могут поступить затем в престижные вузы. И, наконец, уверенным в своих знаниях ученикам единый экзамен не страшен. Если у тебя хороший учитель, если ты основательно готовился к экзамену, — шпаргалки и мобильники ни к чему.

Кстати, сами дети пока готовы играть по правилам. Вернемся к истории в Комсомольском районе — приехал десант из Чебоксар, ушли с экзамена рассчитывавшие на подсказку ученики. Как рассказывают сами инспектора, оставшиеся в классах ребята облегченно вздохнули — теперь экзамен будем честно сдавать.

 


"Советская Чувашия"
04 июля 2007
00:00
Поделиться