Министерство образования Чувашской Республики

ТОК-ШОУ О ШКОЛЬНЫХ ЗАРПЛАТАХ Эксперт Общественной палаты предлагает платить учителям по потребностям

Один из членов  Общественной палаты России  поработал недавно в Чебоксарах в качестве телеведущего. Александр Адамский - член палаты, эксперт российского Минобра,    ректор института  образовательной политики «Эврика», провел   на Чебоксары - ТВ   ток-шоу «В центре внимания». Вообще  в Чебоксары Адамский  приехал    с рабочим визитом   -  во всех регионах,   победивших   в конкурсе    комплексных проектов модернизации образования, эксперты «Эврики»  проводят   семинары  в рамках нацпроекта.   Но  при этом  гость заранее оговорил условия - во время визита экспертов    предстоит     организовать и    телевизионный диспут.  Тема  его -    новая система оплаты труда учителей, участники  -  педагоги, чиновники,  делегаты от профсоюза и     общественности.  Причем вести   ток-шоу обязательно   должен  был  сам Александр Изотович.
 …  Заняв  свое место в студии, Адамский  сразу  поделил аудиторию  на три группы - эксперты,  организаторы и исполнители новшества,  забил в  ноутбук фамилии тех,   кому есть что сказать о новой учительской зарплате.   А тем для обсуждения было предостаточно. Хватит денег ли  в бюджете на прибавку учителям? Как сгладить конфликты и обиды, которые  при разнице в зарплате наверняка будут?  Кто   должен оценивать труд  педагога,  профессионалы или потребители - родители, ученики, работодатели?   Впрочем, пересказывать  ток-шоу  - дело неблагодарное: посмотреть  его можно будет     18 июня на «Чебоксары -ТВ»  - сетевом  партнере  российского информационного   канала «Вести» Но заметим, что  в роли телеведущего ректор «Эврики»  не намного  уступал  Познеру и Сорокиной.  Со стороны впечатление было, что   смотришь  не рабочий вариант   - уже готовую к эфиру  программу. «Вот как надо ток-шоу вести», - восхищался   после записи один  из операторов.
Отработав свое на  ниве тележурналистики, Александр Адамский  дал  интервью корреспонденту «СЧ». Возвращаясь к   конкурсу,  он заметил, что  «шансы выиграть его у Чувашии изначально  были   малы  -   из-за больших достижений.  В более выигрышной позиции    оказались   те регионы, что стартовали  с низкого старта».  Но эти  обстоятельства,  по его словам, вынудили,  а может,  и воодушевили  руководство Чувашии на новый рывок.  Конкурсную заявку   республики Адамский   назвал революционной и  в чем-то  даже амбициозной.  По многим пунктам.  Предлагалось в ней, в частности, создать  единый норматив подушевого финансирования,   уравняв  по  деньгам на душу ученика  город и село.   С помощью Интернета внедрить  в школах    сетевое обучение - для ребят и для  педагогов.   И, наконец,  с 1 сентября ввести    новую систему оплату труда  учителей  абсолютно  во всех школах республики. На такое, кстати,  не отважился не один регион.  В Калининграде, например, где Адамский  побывал перед визитом в Чувашию,  новую систему опробуют только в нескольких школах одного отдельно взятого городка. 
Высказался Адамский  и по поводу только что завершившегося диспута.  Несколько разочаровала его  позиция профсоюза:  « он   должен брать на себя больше ответственности».    Поактивней, по его мнению, стоит   заявлять о себе  и учительскому сообществу.   И не только   по  части  внедрения  новых критериев  оплаты труда.    Аттестовать учителей  на категорию,  убежден Адамский,  в скором будущем должны не чиновники, «которые приехали  и бумаги посмотрели»,   а сами же  коллеги  - педагоги.     Зато впечатлили гостя  и  команда  нашего Минобра, которая не только « четко знает, в каком направлении двигаться, но и видит возможные риски, и честно о них говорит».   И  чебоксарский бизнесмен Дмитрий Прокошенков,  представлявший  на ток-шоу  попечительскую общественность: « видно, что человек для себя   уже определил,  как именно надо учителей стимулировать.
 Ну   а какой, по мнению самого  гостя,   должна быть в идеале   оплата учительского труда?   Адамский  ответил, не задумываясь: «По потребностям.  Предположим, я - директор школы. Вместе с  учителями и  попечителями   мы решаем, нужен   школе конкретный новый   работник   или нет.  Если нужен -   смотрим, какие у него  жилищные условия, семейные обстоятельства и т.д.  И, исходя из этого, решаем вопрос с оплатой».   Правда, достичь почти  коммунистического («от каждого по способностям,  каждому по потребностям») идеала,  по мнению Адамского, удастся нескоро.   Еще и потому, что   общество не готово к адекватной оценке учительского труда.  Но  приблизиться к нему, полагает он, вполне возможно   уже лет через 5 - 7.  Тем паче, что и  экономика страны сейчас на  подъеме…
У московских экспертов, конечно, свой взгляд на жизнь. Но по части  учительской  зарплаты  -  дай-то, как говорится, бог….



"Советская Чувашия"
14 июня 2007
00:00
Поделиться