ТОК-ШОУ О ШКОЛЬНЫХ ЗАРПЛАТАХ Эксперт Общественной палаты предлагает платить учителям по потребностям
Один из членов Общественной палаты России поработал недавно в Чебоксарах в качестве телеведущего. Александр Адамский - член палаты, эксперт российского Минобра, ректор института образовательной политики «Эврика», провел на Чебоксары - ТВ ток-шоу «В центре внимания». Вообще в Чебоксары Адамский приехал с рабочим визитом - во всех регионах, победивших в конкурсе комплексных проектов модернизации образования, эксперты «Эврики» проводят семинары в рамках нацпроекта. Но при этом гость заранее оговорил условия - во время визита экспертов предстоит организовать и телевизионный диспут. Тема его - новая система оплаты труда учителей, участники - педагоги, чиновники, делегаты от профсоюза и общественности. Причем вести ток-шоу обязательно должен был сам Александр Изотович.
… Заняв свое место в студии, Адамский сразу поделил аудиторию на три группы - эксперты, организаторы и исполнители новшества, забил в ноутбук фамилии тех, кому есть что сказать о новой учительской зарплате. А тем для обсуждения было предостаточно. Хватит денег ли в бюджете на прибавку учителям? Как сгладить конфликты и обиды, которые при разнице в зарплате наверняка будут? Кто должен оценивать труд педагога, профессионалы или потребители - родители, ученики, работодатели? Впрочем, пересказывать ток-шоу - дело неблагодарное: посмотреть его можно будет 18 июня на «Чебоксары -ТВ» - сетевом партнере российского информационного канала «Вести» Но заметим, что в роли телеведущего ректор «Эврики» не намного уступал Познеру и Сорокиной. Со стороны впечатление было, что смотришь не рабочий вариант - уже готовую к эфиру программу. «Вот как надо ток-шоу вести», - восхищался после записи один из операторов.
Отработав свое на ниве тележурналистики, Александр Адамский дал интервью корреспонденту «СЧ». Возвращаясь к конкурсу, он заметил, что «шансы выиграть его у Чувашии изначально были малы - из-за больших достижений. В более выигрышной позиции оказались те регионы, что стартовали с низкого старта». Но эти обстоятельства, по его словам, вынудили, а может, и воодушевили руководство Чувашии на новый рывок. Конкурсную заявку республики Адамский назвал революционной и в чем-то даже амбициозной. По многим пунктам. Предлагалось в ней, в частности, создать единый норматив подушевого финансирования, уравняв по деньгам на душу ученика город и село. С помощью Интернета внедрить в школах сетевое обучение - для ребят и для педагогов. И, наконец, с 1 сентября ввести новую систему оплату труда учителей абсолютно во всех школах республики. На такое, кстати, не отважился не один регион. В Калининграде, например, где Адамский побывал перед визитом в Чувашию, новую систему опробуют только в нескольких школах одного отдельно взятого городка.
Высказался Адамский и по поводу только что завершившегося диспута. Несколько разочаровала его позиция профсоюза: « он должен брать на себя больше ответственности». Поактивней, по его мнению, стоит заявлять о себе и учительскому сообществу. И не только по части внедрения новых критериев оплаты труда. Аттестовать учителей на категорию, убежден Адамский, в скором будущем должны не чиновники, «которые приехали и бумаги посмотрели», а сами же коллеги - педагоги. Зато впечатлили гостя и команда нашего Минобра, которая не только « четко знает, в каком направлении двигаться, но и видит возможные риски, и честно о них говорит». И чебоксарский бизнесмен Дмитрий Прокошенков, представлявший на ток-шоу попечительскую общественность: « видно, что человек для себя уже определил, как именно надо учителей стимулировать.
Ну а какой, по мнению самого гостя, должна быть в идеале оплата учительского труда? Адамский ответил, не задумываясь: «По потребностям. Предположим, я - директор школы. Вместе с учителями и попечителями мы решаем, нужен школе конкретный новый работник или нет. Если нужен - смотрим, какие у него жилищные условия, семейные обстоятельства и т.д. И, исходя из этого, решаем вопрос с оплатой». Правда, достичь почти коммунистического («от каждого по способностям, каждому по потребностям») идеала, по мнению Адамского, удастся нескоро. Еще и потому, что общество не готово к адекватной оценке учительского труда. Но приблизиться к нему, полагает он, вполне возможно уже лет через 5 - 7. Тем паче, что и экономика страны сейчас на подъеме…
У московских экспертов, конечно, свой взгляд на жизнь. Но по части учительской зарплаты - дай-то, как говорится, бог….