Семь Я Взять на поруки Людмила Астраханцева: «Ребенок — не товар»
Как-то в одном из комментариев министр образования и молодежной политики Чувашии Галина Чернова обмолвилась: «Мы закрыли в этом году один интернат, в следующем году закроем еще два, это великое счастье». Психолог Социального реабилитационного центра для несовершеннолетних Калининского района Чебоксар Людмила Астраханцева, насмотревшись на то, как приходится страдать детям, чьи родители отказываются от них или спиваются, решила внести свою лепту в этот процесс. Она разработала проект «Право ребенка жить в семье», который стал одним из победителей общероссийского конкурса грантов в социальной сфере. В интервью «МК» в Чебоксарах» психолог рассказала, почему России еще далеко до Польши, каких вопросов она и соцработнкии ждут по телефону «горячей линии» на тему «Приемный родитель».
— Людмила Ивановна, что Вас побудило разработать проект именно в этой сфере?
— Сейчас в России, в том числе и в Чувашии, все идет к тому, чтобы полностью закрыть интернаты и попытаться сделать так, чтобы брошенные дети или из неблагополучных семей передавались на воспитание в благополучные. Надо же с чего-то начинать. И мы решили создать проект, который поможет этому. Тем более, что толчков к развитию этой темы было много. Например, к нам в центр обращаются приемные родители, у которых возникают проблемы в процессе воспитания ребенка. Проанализировали, с какими проблемами чаще всего они сталкиваются.
Когда стали готовить проект, то выяснилось, что в некоторых регионах России этой проблемой основательно стали заниматься еще шесть лет назад: организованы семейно-воспитательные группы или, например, воспитатель, сотрудник интерната работает непосредственно у семей, имеющих трудности, на дому.
У нас же, в России, немного искажено понятие о том, кто действительно может воспитывать детей. Некоторые нуждающиеся в работе женщины считают, что справятся с воспитанием ребенка и берутся за это, но для этого нужно как минимум педагогическое образование. По опыту работы с родителями знаю, что те, кто не имеют педагогического образования, испытывают необходимость в таких знаниях. В таких случаях дети предоставлены сами себе, это, конечно, мало походит на нормальное воспитание.
— Какие-то предпосылки к созданию подобного проекта, наверняка, были и раньше…
— Когда я взялась за разработку проекта и провела опрос на тему «Что вы знаете о патронатных семьях? Могли бы взять на воспитание ребенка?». Больше половины ответили, что такое возможно только при выделении государственной материальной помощи и улучшении жилищных условий. Почти 13% респондентов, среди которых и те, кто еще не имел детей, ответили, что необходима моральная поддержка и советы, обучение навыкам воспитания детей. Вот за это я и зацепилась, ведь психологи, соцработники могли бы оказать профессиональную помощь, подсказать, как воспитывать детей этим 13 процентам. Инспекторы отделов соцзащиты занимаются лишь оформлением документов, а психологическая помощь — не в их компетенции. У них иногда нет оснований отказать, хотя и чувствуют, что человек еще не готов взять ребенка в свою семью или он преследует корыстные цели. У некоторых приемных родителей нет осознания того, что ребенок — не товар. Когда мы обсуждали эту проблему с инспектором, то выяснилось, что в селах люди берут детей в семьи, рассматривая их исключительно как источник доходов.
— Расскажите подробнее о самом проекте.
— Я составила программу тренингов, состоящую из восьми занятий, она помогает человеку сначала осознать себя: что я могу, что я хочу, что у меня должно получиться. Помимо тренингов проект подразумевает индивидуальные консультации по вопросам, возникающим в процессе усыновления. Эти разработки легли в основу проекта: подготовка патронатных воспитателей и дальнейшее сопровождение. Организация групповых занятий в зависимости от того, как будут обращаться центр, для тех, кто хотел бы стать приемным родителем, кто задумывается об этом, но не уверен в своих силах. Например, 28 марта у нас состоится круглый стол, посвященный проблемам усыновления «Школа приемных родителей».
— Вопросы какого рода смогут адресовать вам будущие приемные или настоящие приемные родители?
— На «горячей линии» «Приемный родитель» работают три человека: психолог, специалист по социальной работе, социальный педагог. Линия только заработала, и по ней мы готовы предоставлять консультации психологические, юридические начиная от простых вопросов (какие виды усыновления в республике есть, какие документы нужны для этого, кто имеет право, кому будет отказано, какие пособия выплачиваются). Это вопросы, которые интересуют всех в первую очередь. Будем отвечать на любые частные вопросы, психологические в том числе. Прежде чем организовать «горячую линию», мы провели обзор по интернет-материалам, чтобы выяснить, какие вопросы чаще всего задают будущие или настоящие приемные родители.
Телефон «горячей линии» 57 07 42 (после смены номера — 530742) работает по вторникам и четвергам с 8 до 12 часов. Мы готовы давать консультации всем жителям республики. Сейчас информацию стараемся распространять через модельные библиотеки, чтоб они донесли ее до жителей поселений.
…Ведь дети, которые воспитываются в интернатах, совершенно не приспособлены к жизни в обществе. Став родителями, они так же воспитывают своих детей, им, порой, даже незнакомы материнские чувства. Нам приходится работать с их детьми уже, потому что там бывает и жестокое обращение, и бросают детей тоже. К нам в центр попадают дети, которые, несмотря на то, что родились здоровыми, очень сильно отстают в развитии. К нам поступил мальчик, который в пять лет имел развитие трехлетнего ребенка, за год пребывания у нас он смог научиться лишь различать цвета, хотя должен был уметь это уже в три года.
— А каков бюджет проекта?
— Мы представили бюджет проекта на конкурс, он составил чуть более 2 100 $. Проект рассчитан на полгода, после того, как запустим механизмы, перейдем к постоянному сопровождению людей, которые будут задействованы в проекте.
— Вы изучали опыт других регионов, стран. На кого нам надо равняться?
— Например, в Польше очень давно занялись закрытием детдомов. Их система называется «голубая линия», благодаря ей все субъекты, ответственны за безопасность детей. Если на семейный скандал приезжает сотрудник правоохранительных органов и не сообщает о насилии в семье куда следует, то отвечает по всей строгости закона, вот так там связано. Поэтому все выполняют свои обязанности добросовестно. Там много общественных организаций, которые помогают женщинам в кризисных ситуациях, работают с насильниками(!). Польские соцработники сказали, что такая обстановка с усыновлением, какая сейчас в России, у них была в 1998 году, мы туда ездили в 2006 году. В Польше добились того, чтоб деньги, поступающие в госказну от налогов на алкогольную продукцию, поступали на профилактическую работу с лицами, имеющими алкогольную зависимость. У нас вроде и работы проводится много, но все как-то кустарно, не выстроено в систему. Вот даже если взять наш центр, мы тут воспитываем детей, а возле забора выпивают и бутылки бросают на территорию центра…
Справка «МК»
Проект «Право ребенка жить в семье» Республиканского государственного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Калининского района г.Чебоксары» Минздравсоцразвития Чувашии стал одним из победителей VII конкурса программы «Новый день» в Приволжском Федеральном округе.
Цель этой программы – оказание всесторонней помощи детям через содействие усилиями некоммерческих, в том числе общественных, государственных и муниципальных организаций, а также органов местного самоуправления, целенаправленно проводящих работу по реабилитации, поддержке и гармоничному развитию детей России. Организаторами программы стали ОАО АКБ «Росбанк» и Детский фонд ООН (UNICEF).
Всего членами экспертного совета конкурса было рассмотрено 198 заявок из 14 субъектов ПФО, отобраны для финансирования – 11. Чувашской Республикой был представлен 21 проект.