Не единый, но обязательный
|
По словам Светланы Владимировны, подобный эксперимент состоится не только в Чувашии. Участвовать в нем согласились Челябинск, Тамбов и ряд других регионов страны. Что же представляет собой новый экзамен? И как он будет проходить?
Даты экзаменовок в «новом формате» Рособрнадзором уже определены: 1 июня – математика, 7-го – русский язык. В назначенный день девятиклассники сядут за парты в родных школах и получат пакеты с заданиями (на каждый класс по 4-5 вариантов). Задание по русскому языку, к примеру, состоит из трех частей. Сначала ученикам нужно будет написать изложение по предложенному тексту, затем ответить на 10 вопросов (к каждому прилагается четыре варианта ответов) и, наконец, написать сочинение-рассуждение на основе включенного в задание текста. Экзаменационные бланки, кстати, раздаст ребятам не свой учитель – педагог-наблюдатель, который к их классу никакого отношения не имеет. Ну а сам процесс будет контролировать муниципальная экзаменационная комиссия, составленная из представителей роно, методистов, преподавателей профучилищ и техникумов, родителей и т.д.
Задания для экзаменов нового типа разработаны в федеральном Институте педагогических измерений. Никаких вопросов сверх обязательной школьной программы в них нет, уверяют в нашем Минобразования. Убедиться в этом могут и сами школяры, и их родители. Пробные демоверсии экзаменационных заданий для девятиклассников размещены на сайте Рособрнадзора (obrnadzor.gov.ru), в ближайшее время появятся они и на портале республиканского министерства. Так что попрактиковаться перед экзаменами ребята смогут не только на уроках…
Но вернемся к эксперименту. И на русский, и на математику девятиклассникам отведено четыре часа. После этого всем работам присвоят индивидуальный шифр, запечатают в пакет и отправят на проверку муниципальным предметным комиссиям. В состав этих комиссий войдут педагоги-предметники из разных школ, причем работать они будут по принципу «свои своих не проверяют». Оценки за экзаменационные задания эксперты сначала выставят в баллах (максимальная отметка за русский язык – 38 баллов, за математику – 30). Затем, как и на едином экзамене, эти баллы переведут в привычные тройки, четверки и пятерки. Если же ученик получит «неуд.», экзамен ему придется пересдать осенью. Причем уже не по экспериментальной, а по традиционной системе.
Кстати, вполне возможно, что оценки за два новых экзамена зачтут девятиклассникам не только в школьных ведомостях. Сейчас Минобразования ведет переговоры с местными техникумами и колледжами о том, чтобы они засчитали ребятам эти оценки как результат вступительных экзаменов. По аналогу с уже знакомой нам системой ЕГЭ.
Все это тактические нюансы. Стратегию же эксперимента организаторы обозначают так. Во-первых, новая форма аттестации девятиклассников станет еще одним шагом к созданию единой независимой системы оценки качества образования. Ведь самолично принимая экзамен у своих питомцев, педагог, по сути, оценивает не только их успехи, но и собственный труд. А при таком подходе кто ж заинтересован в массе пусть даже и объективных двоек и троек? Во-вторых, общий анализ итогов экзамена позволит увидеть слабые места в преподавании предмета: какие темы в целом ученикам даются хуже всего, где надо подтянуть методику. И, наконец, этот эксперимент – своеобразная репетиция перед главным, единым, экзаменом. Как известно, обязательным для всех ЕГЭ станет в стране с 2009 года. А к тому времени нынешние девятиклассники как раз будут получать школьные аттестаты…