Дошкольное образование: итоги десятилетия
Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок в детском саду развивалсчя с учётом его ндивидуальных, возрастных особенностей и темпов развития. В настоящее время более половины детских садов работают по новым образовательным программам и вариативным технологиям
развития детей. Образовательный уровень педагогов позволяет это делать, поскольку с 1996 года число педагогических работников с высшим образованием возросло на 16 процентов и составляет 40 процентов.
Система дошкольного образования сегодня - вариативная. За последние годы в республике образовалась гибкая, многофункциональная сеть дошкольных учреждений. Родители могут выбирать тип, вид, режим работы дошкольного учреждения, к услугам детей - спектр дополнительных услуг по изучению иностранного языка, обучению хореографии, ритмике, плаванию, игре на музыкальных инструментах, оказанию оздоровительных услуг и др.
Дополнительные платные образовательные услуги в республике оказывают более 100 дошкольных учреждений.Увеличилось количество дошкольных учреждений, реализующих образовательные программы повышенного уровня. 39 учреждений (в 1997 году - 5) внедряют в образовательный процесс вариативные программы, превышающие стандарт дошкольного образования, 5 детских садов получили статус Центра развития ребенка, в них воспитательно- образовательный процесс превышает стандарт дошкольного образования по всем направлениям развития воспитанников. 47 учреждений осуществляют коррекционную работу с детьми (1997 год - 36). В республике с 2004 года функционируют все виды дошкольных образовательных учреждений, предусмотренных типовым положением. С учетом изменения запроса родителей на услуги детских садов, для обеспеченных платежеспособных семей открыто 10 групп индивидуально-дифференцированного развития детей в детских садах г.Чебоксары.
Одним из перспективных направлений дошкольного образования стало создание групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады, в дошкольных учреждениях и школах. В настоящее время функционирует 135 групп кратковременного пребывания, при этом такая форма организации дошкольного воспитания не заменяет традиционный детский сад, а осуществляется параллельно, удовлетворяя запросы тех, кто в этом нуждается. В помощь семьям, воспитывающим детей дома, во всех районах созданы также консультационные пункты.
За этот период сложился качественно новый механизм экспертной оценки и мониторинга качества образовательных услуг. Более 90 процентов дошкольных образовательных учреждений прошли аттестацию и государственную аккредитацию.
По итогам аттестации 86 детским садам присвоена вторая категория, 5 -первая.
Все активнее детские сады используют в своей работе компьютерные технологии.В 167 (42,0%) детских садах установлены 204 компьютера, большинство которых используется для создания и ведения базы данных о детях дошкольного возраста своего микрорайона. 39 дошкольных учреждений г.Чебоксары обеспечены программами электронного документооборота.
Сегодня в республике детские сады посещают 68 процентов дошкольников (1996год - 53,4) и этот показатель лучше, чем в среднем по России и Приволжском федеральном округе. При этом, охват детей услугами дошкольного образования
за последние 5 лет вырос в Чувашии на 9 процентов, по округу и России - на 2 процента. Охват детей - шестилеток предшкольной подготовкой составляет 85 процентов.
И хотя за последние годы строились новые и возвращались перепрофилированные ранее здания, создавались комплексы школа-сад, открывались дополнительные группы в детских садах и школах, ещё 30 процентов дошколят (более 23 тысяч детей) не имеют возможности полноценно подготовиться к школе. Существующая сеть учреждений не удовлетворяет потребностей в этих услугах, очерёдность в детских садах по республике составляет около 6 тыс. человек.
В планах на 2007 год - внедрение новых вариативных программ предшкольной подготовки в работе с детьми старшего дошкольного возраста, республика включилась в федеральный эксперимент по этому направлению. С 2008 года будет осуществлён переход отдельных дошкольных образовательных учреждений, имеющих значительную долю внебюджетных доходов, в форму автономных учреждений. Будет активизирована работа по привлечению частного сектора к предоставлению дошкольных образовательных услуг, введению ваучерной схемы дополнительного бюджетного финансирования содержания детей из малообеспеченных семей.