Министерство образования Чувашской Республики

Задания Единого госэкзамена можно решить заранее!

 

Глава Рособрнадзора Виктор Александрович Болотов рассказывает о том, что ждет выпускников школ в этом учебном году.

 

- Виктор Александрович, начнем с письма ребят из Ивантеевского района Саратовской области, которое пришло к нам в «КП». «Нам скоро сдавать ЕГЭ. Но у нас хорошие оценки получают только те, кто заплатил, и те, у кого родственники - большое начальство. Им дают готовые решения. А как быть тем, у кого нет ни денег, ни связей?»

 

- Письмо, наверное, анонимное...

 

- Точно.

 

- Ну вот! Оно из разряда сообщений в Интернете: «продаем правильные ответы ЕГЭ». Это кажется, что можно купить ответы ЕГЭ, подложить их и получить высший балл. Но представляете, скольким людям надо будет заплатить, чтобы конкретному Ване Иванову изменить результаты? В аудитории сидят 10 - 15 школьников. Плюс два человека взрослых - организаторы Единого экзамена. Причем они не преподают тот предмет, по которому идет экзамен. Больше никто зайти не может. Ну кто позволит Ване списать правильный ответ?!

 

- Да в школе все друг друга знают! Помогут!

 

- То есть остальные 9 учеников и их родители будут молчать, если одному на глазах у всех помогают?! Нет, в такой ситуации нам люди сигнализируют!

 

- А если просто подкладывают бланк с готовым решением в пакет со всеми работами?

 

- Время экзамена хронометрируется. Тут же экзаменационные работы пакуются в специальный одноразовый пакет. При всех членах комиссии Единого экзамена. Бланки у каждого ученика нумерованные. Взять другой, где-то в учительской прорешать все и подменить работы тоже невозможно.

 

- То есть все так благостно и надежно?

 

- Обычно в пунктах проведения Единого экзамена встречается такое нарушение. Учителя решают порадеть детям. Начинается вакханалия - с мобильниками, с подсадкой в соседнюю комнату взрослых, которые решают задания. Тут помогают всем выпускникам. И это немедленно всплывает. У нас есть статистика по каждому пункту проведения Единого экзамена. Если где-то средний балл выше районного на 2 балла, мы сразу просим органы управления образованием региона объяснить ситуацию. 197 таких запросов мы сделали летом этого года. В 19 пунктах пришлось отменять либо все работы, либо часть работ. Дети пересдавали в резервные дни.

 

- И так быстро удается разобраться?

 

- Уже через три дня после проведения экзамена у нас есть вся картина по каждому пункту проведения Единого экзамена. Бывают случаи, когда хорошие результаты объяснимы: скажем, в одной школе много призеров олимпиад. Ну повезло ребятам с учителем. Или в районе несколько специализированных гимназий. Ясно, что там у выпускников в среднем выше подготовка.

 

Что бы я посоветовал тем, кто боится, что в их районе экзамен могут провести нечестно? Не писать письма в министерство, а обратиться к честным, уважаемым в районе людям. И попросить их записаться общественными наблюдателями во время проведения Единого экзамена. Им может быть любой человек. Одно условие: в том пункте, где проводится Единый экзамен, ваши родственники не сдают.

 

 Cколько школьников сдают выпускные экзамены в форме ЕГЭ

 

Бланки будут печатать регионы

 

- Давайте сначала о том, что принципиально нового было в этом году по сравнению с прошлым годом. Впервые в Санкт-Петербурге писали ЕГЭ слабовидящие и слепые ребята и те, у кого проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Мы использовали специальные технологии по увеличению шрифтов, заданий. Для слепых перевели вопросы азбукой Брайля. Для опорников предложили помещения со специальными пандусами и особой конфигурацией мебели.

 

Большая часть ребят поступили в вузы.

 

Второе. Один из сложных для организаторов - экзамен по иностранным языкам. Потому что там проверяются и говорение, и слушание, и письмо. В том же самом Петербурге провели этот экзамен по новой технологии. Будем ее распространять на всю страну.

 

Теперь особенности этого года. Мы впервые открыли часть наших заданий на сайте http://www.fipi.ru/ Теперь любой школьник, любой учитель может решать задачки, которые будут на ЕГЭ в течение всего учебного года. Не нужно обращаться к зачастую фальшивым изданиям, где печатают неизвестно кем составленные тесты. Расширился эксперимент по проведению экзамена в труднодоступных местах, чего не было два года назад.

 

Была еще одна проблема, которую мы в этом году отрабатывали. Печать свидетельств на базе самих регионов. Раньше мы все бланки печатали в Москве и пока на Дальний Восток их не довезем... Теперь все происходит намного оперативнее.

 

Кто идет не в ногу?

 

- Но все равно сопротивление ЕГЭ есть. Нижегородская область который год отказывается участвовать в эксперименте...

 

- Ну это позиция руководителя управления образованием области. Содержательной аргументации против Единого экзамена я от него не слышал. Кроме этой области, в эксперименте не участвуют Чеченская Республика и Приморский край. Чеченцы работают с материалами. Они собираются подключиться в будущем году. В Приморье учителя - за, против - Совет ректоров вузов.

 

- Не все регионы проводят экзамены по всем предметам...

 

- Половина страны - 46 регионов - экзаменуют в форме ЕГЭ по восьми и более предметам.

 

- Готовится федеральный закон по Единому госэкзамену. Введение ЕГЭ можно считать делом решенным?

 

- У меня есть данные опросов родителей школьников и учителей в Ярославской области и на Кубани. Когда там вводили ЕГЭ, поддерживали новшество только 20 процентов населения, а спустя 3 - 4 года за такую форму контроля знаний были уже 80 - 90 процентов.

 

Первое чтение в Госдуме уже состоялось. Окончательно принять закон, как я слышал, собираются в этом году.

 

Какие реальные проблемы введения ЕГЭ сейчас обсуждают?

 

Первая. Нужно ли всем выпускникам обязательно сдавать государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ? Сейчас ученик сдает два обязательных предмета - русский язык и математику и три предмета по выбору. Но известно, что на ЕГЭ по математике 20 процентов - двоек. Ставить эти оценки в аттестаты? Может быть, для разных профилей вводить разные экзамены? То есть математика обязательна для тех, кто собирается в физматы, на инженерные специальности? А для ребят-гуманитариев лучше, например, история? Математику он может выбрать, но обязательным предметом для него будет не математика.

 

Второй вариант решения проблемы: оставить один обязательный предмет - русский язык. А все остальные - по выбору.

 

Кстати, ребенок может выбрать предметы не только из егэшного списка. Он может выбрать физкультуру, ОБЖ, технологию, МХК.

 

Есть более жесткие варианты. Вообще перестать выставлять оценки в аттестат. Где нужны оценки в аттестате? Да нигде! Тройка по мировой художественной культуре и пятерка по физкультуре в разных школах могут означать совершенно разное.

 

Вторая проблема. Критерии для отбора вузов, имеющих право на дополнительные испытания. Вузы культуры, спорта - это понятно. А какие другие вузы? В нашей версии законопроекта была запись, которая звучала примерно так: если у вуза на 100 бюджетных мест подали документы 120 абитуриентов, получивших на ЕГЭ высокие баллы (от 90 баллов), тогда вуз имеет право проводить и свой дополнительный отбор.

 

Третья проблема. Как расширить олимпиады и конкурсы, которые помогут получить высшее образование ребятам с выдающимися способностями.

 

 

 

КСТАТИ

 

ЕГЭ хотят сдавать за границей

 

В Рособрнадзор сейчас часто обращаются граждане России, проживающие за пределами России, с просьбой организовать пункты проведения Единого экзамена у них там. Скажем, в Чехии, на Кипре. К ЕГЭ хотят подключиться и школы при посольствах России.

 

Мидовские школы, может быть, будут участвовать в ЕГЭ уже в этом году. А вот пункты проведения ЕГЭ за границей, скорее всего, откроют в странах СНГ на базе славянских университетов.

 

 

 



"Комсомольская правда"
03 ноября 2006
00:00
Поделиться
;