Другие стены. Внедрение патронатного воспитания приведет к уменьшению числа интернатов
В прошлом месяце Госсовет республики принял Закон «О патронатном воспитании». Раньше такая форма устройства детей в семьи была экспериментальной. Первыми ее решили опробовать в Козловском детском интернате еще в 2001 году. И тогда это вызвало большой резонанс как у людей, желающих помочь детям. После первой попытки к руководству интерната пришли сотрудники прокуратуры.
По собственному пути
Инициатором новой формы устройства детей выступил директор интерната Владимир Волков. Как рассказала заместитель директора по дошкольному образованию Элла Парашина, с помощью районной газеты он обратился к жителям города и района с просьбой взять детей на время летних каникул. Удивительно, но жители откликнулись быстро, и в детском доме летом не осталось ни одного ребенка. На руки так называемым приемным родителям выдавали ежемесячную норму продуктов, рассчитанную на ребенка. И первоначально в качестве поручительства брали лишь расписку. Но так как интернат находится практически в центре города, дети из близлежащих домов дружат с воспитанниками, то по городу быстро разнеслось, что в интернате не осталось детей. Сотрудники интерната, между тем, занимались ремонтом и радовались, что дети хоть на какое-то время смогут ощутить тепло домашнего очага. Дошли слухи и до контролирующих органов, которые (в частности прокуратура) и обратились за разъяснениями к сотрудникам интерната. В итоге их удалось убедить, что дело-то действительно нужное. И сотрудники прокуратуры подсказали, какие документы необходимо собирать родителям в дальнейшем, чтобы взять ребенка в семью на время каникул.
Справка «МК»
Патронат известен в России со времен Екатерины II, активно применялся и в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помочь детям, оставшимся сиротами.
В настоящее время законы, поддерживающие патронат, приняты в 24 субъектах Российской Федерации.
Все дети равны
Изначально патронатные воспитатели все больше старались брать детей дошкольного возраста, но постепенно ситуация изменилась. Сейчас берут в равной степени и дошкольников, и учащихся.
Никаких происшествий с детьми не происходило, но стало выясняться, что в некоторых семьях о детях не заботятся должным образом. Особенно это проявлялось на селе, когда дети были предоставлены сами себе. Тогда сотрудники интерната поняли, что необходимо проверять семьи, в которых дети будут проводить каникулы. Семьи, в которых детям было некомфортно жить, воспитатели брали на заметку и больше туда детей не отправляли. Для изучения опыта директор интерната ездил в Москву в детский дом № 19.
Справка «МК» в Чебоксарах»
В 1994 году на базе Детского дома №
Интернат пустеет
В 2003 году при Козловком интернате возникла служба патронатного воспитания: детей стали отдавать в семьи на время каникул. Тогда работу интерната отметили в Министерстве образования и молодежной политики ЧР и на базе этого интерната и Чебоксарского детского дома создали экспериментальную площадку. Но схема прижилась только в Козловке. Так в 2004/2005 учебном году работникам патронатной службы удалось найти семьи для 49 детей. Из них над 20 детьми оформлено опекунство (большинство детей – ученики 8-10 классов, дошкольников всего двое). В настоящее время в патронатных семьях находятся 29 детей. Официально все они числятся в интернате, получают одежду, принадлежности для школы, в общем, все необходимое. Продукты выдают патронатным родителям. Это могут быть мука, сахар, подсолнечное масло, тушенка, сгущенка. Жителям района и города настолько понравилась патронатная система, что количество детей в интернате сократилось. А значит, и группы стали меньше, а освободившиеся воспитатели занялись работой в патронатной службе. Сейчас там работают Елена Васильева и Светлана Кузьминова.
Перед передачей ребенка на патронатное воспитание они проводят тесты на психологическую совместимость предполагаемого родителя и ребенка. Родители также заполняют анкету, в которой мотивируют свое желание взять ребенка. Так 3% берут из-за отсутствия в семье кровных детей, из желания использовать жизненный опыт и навыки воспитания – 25%, позволяет материальное положение – 12%, из стремления помочь детям в становлении – 7%, из гуманных побуждений и сострадания - 22%.
Работники службы патронатного воспитания отмечают, что значительно улучшилась успеваемость детей, живущих в патронатных семьях. Теперь дети живут в семьях круглый год. Супруги или потенциальный родитель чаще всего стремятся взять девочек, но в интернате большинство воспитанников – мальчики. Сотрудники интерната стремятся убедить их в том, что побыть в семьях хочется и мальчикам. Девочки за период жизни в семьях набираются необходимого опыта: учатся стирать, варить, производить уборку. Ведь в интернате за них все это делают работники.
Среди патронатных семей есть и хорошо обеспеченные. Стоит сказать, что в большинстве случаев детей из интерната берут люди 45-50 лет. Это именно тот возраст, когда свои дети уже выросли и ушли из родительского дома.
Сейчас между родителями, руководством интерната и главой города заключается договор о передаче ребенка на воспитание в патронатную семью. После принятия закона Госсоветом республики такой договор будет заключаться сроком на один год и продлеваться по желанию сторон.
В цифрах
В прошлом году органами опеки и попечительства выявлено 913 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 30% от их числа ежегодно устраиваются в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты. В трех школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в трех детских домах воспитываются 719 детей, в двух домах ребенка – 169 детей, всего – 888 детей.
В семьях опекунов (попечителей) проживают 2911 детей, усыновленных – 1019, в том числе в семьях иностранных усыновителей – 463 ребенка, в 98 приемных семьях – 171.
В летние каникулы в семьях граждан отдыхают более 700 детей из разных интернатных учреждений.
Наперекор всем
Именно так поступила Надежда Моисеева, когда привела в свой дом 15-летную Настю. Она лучше других знает, каково расти детям в казенном учреждении, потому как работает в интернате не первый год. «Сначала муж был против, но потом девочка ему понравилась, и он привык», — вспоминает Надежда Федоровна. А через несколько месяцев она привела в дом еще одну девочку помладше — 12-летнюю Оксану. У Надежды Федоровны двое взрослых сыновей, поэтому они решила взять девочек-помощниц.
Настя давно увлекается баскетболом и уже выступает в составе районной команды на соревнованиях разного уровня. Вслед за старшей потянуло в спорт и младшую, теперь «на секцию» они ходят вместе. Пока у Оксаны «хромает» математика, Настя же учится хорошо. На «карманные расходы» интернат выделяет девочкам ежемесячно по 300 рублей каждой. В основном, девочки тратят их на покупку еды в школе.
«В первое время было трудно, девочки прятали еду, боясь, что им не хватит», - говорит Надежда Федоровна. Но со временем этот страх прошел, и они научились доверять новым членам семьи. В трехкомнатной квартире у них — целая комната, в которой они уже все обустроили по своему вкусу: стены, шкафы обвешаны плакатами любимых кумиров, везде расставлены мягкие игрушки. Ходит в гости к ним еще одна девочка из интерната, Роза. Она тоже мечтает жить в такой семье, где сможет иметь свой уголок. На осенние каникулы Надежда Федоровна собирается взять и ее.
Каждую неделю навещает эту семью Елена Васильева. Ведется даже журнал посещений, в который вносятся изменения, происходящие и в семье, и в девочках. Пока все отмечают перемены — только положительные.
Опытный патронатный воспитатель
За время нашего пребывания в Козловке, нам удалось побывать только в семьях работников интерната, потому что остальные патронатные воспитатели находились в это время на работе. Нина Сергеева тоже работает в детском интернате ночной нянечкой. Двоих девчушек она присмотрела сразу, как только они поступили. Похожие, как две капли воды, Алиса и Вика недолго находились в интернате: поступили в октябре, а уже через две недели Нина Арсентьевна забрала их к себе домой. Две ее дочери Нины уже закончили вузы и сейчас работают в столице республике. До этого Нина Арсентьевна уже брала из интерната двух девочек. «Не строятся как-то у меня отношения с мальчишками, вот у девчонок тоже есть брат, но никак не могу решиться взять его», — говорит она.
Нина Арсентьевна признается, что сначала у девочек были не понятные ей привычки. Например, когда она готовила, они забегали на кухню посмотреть, что там происходит. Пришлось объяснить и показать им, что и как, после чего девочки на кухню во время приготовления пищи не забегали.
Если дома не соблюдается чистота и порядок, Нина Арсентьевна ограничивает просмотр телевизора. Девочки это уже знают, и, стараясь не пропустить ни одного выпуска передачи «Спокойной ночи, малыши», все выполняют как положено. Пока трудно дается учеба старшей, у младшей же отметки только «хорошо» и «отлично». Для развития детей Нина Арсентьевна хотела записать одну из девочек в спортивную школу, а другую — в музыкальную. Но обе потянулись к прекрасному, и сейчас учатся игре на баяне.
Комментарий
Галина Салмина,
главный специалист Министерства образования и молодежной политики Чувашии:
«В республике достаточно давно был внедрен временный патронат, когда не только родственники, но посторонние люди брали детей на время каникул. Широкое распространение получила патронатная форма устройства в Козловке, Батыреве, Канаше, Алатыре.
В 2003 году Министерство образования и молодежной политики нашей республики начало эксперимент по передаче детей на постоянный патронат. Семьи, выразившие желание принять участие в эксперименте, заключили договор с детским домом. Им помогали сотрудники интерната, одежда для детей закупалась интернатом, осуществлялось частичное денежное обеспечение. Но иногда дети возвращались обратно в интернат.
На сегодняшний день эта форма особенно прижилась в Козловском интернате. Жители Козловки могут взять детей на патронат с условием, что им будут помогать сотрудники интерната. Распределение детей по семьям позволило изменить штатное расписание интерната, появились педагоги, которые помогают только патронатным семьям.
Недавно Закон «О патронатной форме устройства» был принят Госсоветом республики. Есть надежда, что после подписания закона Президентом республики он приведет к оптимизации сети интернатов для детей. И если получится, то мы готовы менять статус учреждений, как, например, в Москве, где есть Центр по устройству детей».