ИГРАЕТ МУЗЫКА НА УРОКЕ ФИЗИКИ
|
И в общем-то закономерно, что тройка лидеров рейтинга «учителей-стотысячников» портрету этому полностью соответствует. Удивительно другое: двое из трех лучших педагогов работают в одной школе, преподают один и тот же предмет и — закадычные подруги.
В новочебоксарском лицее № 18 у учителей физики Людмилы Турковской и Светланы Калякиной даже кабинеты рядом. Ученики их вровень идут на лицейских днях науки, соперничают друг с другом на республиканских олимпиадах и школьных КВН, вместе едут поступать в столичные вузы. И у подруг между собой вечная конкуренция: то одна вырвется вперед, то другая. Вот и в учительском рейтинге расположились они по соседству. Турковская — на первом месте, Калякина — на третьем с отрывом в один балл.
К составлению заявок на соискание премии обе учительницы, кстати, подошли творчески. Перечень наград, достижений, научных работ Турковская дополнила стихами ученика о любви к физике, Калякина — своими собственными. На вопрос, насколько уместно сочетание сухого предмета и лирики, Светлана Николаевна даже обижается: «А физики — они вообще разносторонние люди. Вспомните Ландау. Или Эйнштейна, который на скрипке играл…»
Скрипичная музыка звучала не так давно и на уроке Калякиной. В классе проводили эксперимент: выращивали кристаллы под мелодии скрипки и под рок-музыку. Сама тема урока в общем-то обычная, из школьной программы. Но повернуть ее чуть-чуть по-другому — и с каким азартом будут спорить школяры о том, что в итоге лучше сработает — классика или рок…
Не расставаться с ребятами после уроков, на каникулах, с последним школьным звонком — для Турковской и Калякиной дело привычное. Среди школ Новочебоксарска лицей № 18 — самый путешествующий, а Калякина здесь, без спору, в лидерах. Со своими ребятами она побывала не только в Москве и Питере, но и в Волгограде, Киеве, Одессе. А когда работала на Дальнем Востоке, вместе со школьниками летала на вертолете над Камчаткой. Рядом ученики и учительницы и в трудную минуту. И в праздники. Каждый год 5 октября к Людмиле и Светлане идут сотни SMSок и звонков от бывших питомцев. А в минувшие выходные в гости к Турковской заглянул ее ученик, сейчас — второкурсник МЭИТ. Приехал на один день из Зеленограда, пришел поздравить, принес открытку, подписанную просто — Учителю и Другу…
Любовь учеников — для педагога великая вещь. Она не позволяет стареть, дает силы, веру в себя. А иногда — и спасает.
…Конец 90-х годов. Учителям платят гроши, зарплату задерживают месяцами. И как раз тогда меценат Сорос учредил гранты для лучших педагогов. Выбирали их по особому принципу. Студентам ведущих вузов страны задавали вопрос об их лучшем школьном наставнике, и в список лидеров включали тех, чьи фамилии звучали чаще всего. В соросский рейтинг Людмила Турковская входила несколько лет подряд. И получала грант — тысячу двести долларов. По тем временам деньги огромные. Таким вот образом признательные ученики выручали семью учительницы…
Сейчас в американских меценатах нужды нет. С началом нацпроекта в образование пошли большие деньги — для школ, для учителей. Вместе с новым подходом властей и у людей потихоньку начало меняться отношение к учителю. Особенно — у тех граждан, что живут по принципу: «Человек стоит столько, сколько ему платят».
Впрочем, для самих педагогов деньги — лишь одна сторона награды. С другой ее стороны — ценности, рублями не измеримые.
— На учредительной конференции я познакомилась со многими учителями-«стотысячниками». Сколько среди них интересных, талантливых, увлеченных людей. И у всех такой настрой на работу, такое желание творить, — говорит Людмила Турковская, избранная на той конференции руководителем республиканской ассоциации учителей-лидеров. Как всегда, рядом с ней и Светлана Калякина — она вошла в президиум нового учительского союза.
Да и нынешний конкурс лучших педагогов, по мнению Турковской, — только начало. «Честно говоря, даже составляя заявки на премию, не все верили, что дело решат по-честному, что деньги действительно дадут, — замечает она. — Теперь такая уверенность есть. Так что в следующем году, я думаю, конкурс будет еще интересней».
Каждый год взрослые люди — попечители, руководители общественных структур — будут выбирать педагогов-лидеров по своим критериям. Ну а с точки зрения учеников — какой он, лучший учитель? В ответ на мой вопрос «11б» Светланы Калякиной дружно сыплет эпитетами: «Добрый, справедливый, современный, терпеливый, умный…» И, наконец, приходит к консенсусу: «Самое главное — понимающий». Времена меняются, но у нынешних школяров ценности те же, что и в старом добром фильме «Доживем до понедельника». Помните: «Счастье — когда тебя понимают»…
У педагогов с учениками точки зрения совпадают. «Важней всего для учителя — желание понять, услышать ученика, — говорит Людмила Турковская. — А было бы оно — умение придет…»