НЕСОСТОЯВШИЙСЯ АВТОГРАФ
|
О нашем знаменитом земляке написано много, опубликована масса фотодокументов о нем, сняты документальные фильмы. Тем не менее есть детали, которые еще неизвестны широкой читательской аудитории.
Накануне первого полета Андрияна Григорьевича в Шоршелы прибыл большой десант журналистов из Москвы. Среди них находился и один из летописцев космической истории Василий Изгаршев. Через несколько дней после приземления Николаев и Попович участвовали во встречах с трудовыми коллективами. Одна из них намечалась в Куйбышеве, на авиазаводе. Прилетел туда и Изгаршев. Он оказался в компании с Юрием Гагариным, которого хорошо знал. Дальше — воспоминания журналиста.
«Я только что вернулся из Чувашии, из Шоршел — родной деревни Андрияна, — говорю Юрию Алексеевичу. — Привез портрет его матери с дарственной надписью сыну: «Дорогой сынок, — написала Анна Алексеевна на обратной стороне фотографии, — горячо поздравляю тебя с возвращением из космоса. Горжусь тобой. Целую. Твоя мама». Показал портрет Гагарину.
— Обязательно вручим Андрияну. Он будет рад такому подарку.
На аэродроме авиазавода, на Безымянке, куда мы приехали с Гагариным на встречу командиров «Востока-3» и «Востока-4», яблоку упасть негде. Казалось, все рабочие завода, их семьи высыпали на посадочную полосу. Гагарин, обняв Николаева, позвал меня.
— Самое время. Вручай подарок.
Я протянул Андрияну снимок. Он смущенно пошарил по карманам.
— Ручки нету.
— А зачем она? — спросил Гагарин.
— Автограф подписать.
— Ну ты даешь, Андрюха! Только-только из космоса прилетел, а «звездная болезнь» тут как тут.
Николаев смутился, узнав, что фотография матери прислана ему лично. Засмеялся.
— Тебе вот еще и газеты полагаются, — продолжал Юрий Алексеевич. — А в них про тебя написано. С продолжением. Наш друг написал.
— Спасибо, — растроганно сказал Андриян».
Вот такой маленький «казус» случился однажды с космонавтом-3. А вообще-то, и все это знают, наш великий земляк был скромнейшим и простым человеком. Мы это помним. И будем помнить всегда.