Министерство образования Чувашской Республики

БЕЗ ДАВКИ У КОМПЬЮТЕРА

Сельские школы тридцатилетней давности, как правило, не могут похвастаться эффектной архитектурой: в советские времена их строили, что называется, сто штук по одному чертежу. Сельские учителя, как могли, старались очеловечить эти строения, раскрашивая стены «березками и рябинками» и создавая атмосферу почти домашнего общения. Сегодня спутниковые антенны, «украшающие» школьные крыши или стены, наглядно демонстрируют, что на помощь душевным «березкам» спешат информационные технологии.


Колоссальное подключение

Реформы в важнейших отраслях нашей жизни сегодня уступили место приоритетным национальным проектам. Причем каждый из них имеет и собственные приоритеты. Например, для проекта «Образование» – это информатизация. Денежные вливания в этот приоритет предусмотрены колоссальные. О серьезности намерений говорит цифра в 3 миллиарда рублей – столько выделено из государственного бюджета на подключение к Интернету всех общеобразовательных школ страны. За эти деньги российские школы должны получить круглосуточный доступ к сети со скоростью не менее 128 кб/сек.

26 против 46

В Чувашии доступ к высокоскоростному и бесплатному Интернету получат 543 школы. Только до конца этого года будут подключены уже 329. Между тем компьютерная карта республики сегодня «населена» гораздо плотнее, чем в среднем по стране: в России один  персональный компьютер  приходится в среднем на 42 ученика, а в отдельных регионах – даже на 46.  В Чувашии  ситуация гораздо лучше – один персональный компьютер на 26 школьников. К тому же к Интернету уже подключено 85 процентов от всех школ, и больше половины из них имеют собственные сайты.

Об этом 24 августа шел разговор на  рабочем совещании в Чувашском республиканском институте образования, в котором  участвовали заместитель руководителя Федерального агентства по образованию  Ольга Волжина, министр образования и молодежной политики Чувашии Галина Чернова, представители  Госкомсвязьинформа Чувашии, ОАО «ВолгаТелеком», руководители  органов управления образования,  директора школ и учителя информатики. Ольга Волжина курирует в агентстве вопросы, связанные с информатизацией образования. Поэтому ее интересовало, с какими проблемами сталкиваются в школах, особенно сельских, при подключении через спутники и насколько активно учителя республики используют информационные технологии в образовательном процессе.

Счастье с учителем информатики

В школах, только что получивших быстрый Интернет, пока больше говорят о счастье обладания этим техническим сокровищем. В Вурнарском районе, в Калининской СОШ, например, строят грандиозные планы не только по использованию ИКТ на уроках и внеклассных занятиях, но и планируют создавать собственные фильмы, вести уроки on linе и участвовать в интернет-конференциях. После двухлетнего тарахтенья Интернета по телефонной связи, не обеспечивающей пользователей даже полноценной электронной почтой, это просто праздник какой-то. Именинником ходит преподаватель информатики Валерий Савельев, к которому сбегаются дети из 18 близлежащих деревень, как к светочу цивилизации.

Кстати, учителя информатики – своего рода ненавязчивое решение вопроса с женским перенаселением в школьных коллективах. Директора заманивают «информатиков» самыми высокими зарплатами среди учителей, которые уже прозвали в школах «мужскими ставками». Молодые люди призывного возраста задавали тон и на встрече в Вурнарском районе с гостьей из Федерального агентства по образованию. Учитель информатики и заместитель директора по информатизации Буртасинской СОШ Александр Никитин с ходу стал предлагать управленцам экономный способ получения скоростного Интернета в отдаленных районах, для которого понадобятся спутниковая тарелка диаметром 90 см и мобильный телефон. Молодого человека заверили, что такие способы обязательно будут рассматриваться в будущем. Но на сегодня выбор вида связи – за победителем тендера на подключение. К тому же выделено достаточно средств, чтобы два года не думать о такой экономии. Ведь с подключением к сети постоянного соединения пользователю будет на два года предоставлен бесплатный трафик.

Успеть до рассвета

Но пока не все сельские школы зажили при таком коммунизме, одной из главных трудностей здесь по-прежнему остается плохая связь. Как сказал Александр Никитин, если до семи утра не успеешь выйти в Интернет, то в этот день и не надейся даже письмо написать. Волнуются педагоги и из-за отсутствия электронных учебников, адаптированных на работу с классом, не хватает материала на носителях по чувашскому и немецкому языкам. Одним словом, педагоги Вурнарского района «накидали» гостье проблем, над которыми в центре обещали подумать.

В общем же темпы модернизации образования в Чувашии, по мнению заместителя руководителя Федерального агентства по образованию,  достаточно высоки. К тому же есть конкретные результаты не только  в качестве образовательных услуг, но и в уровне грамотности и, главное, готовности учителей работать с информационными технологиями.

В Санарпосинской школе, где первые компьютеры появились еще в 2001 году, хотят еще закупить и ноутбуки. Чтобы носить по кабинетам вместо географической карты.



"Советская Чувашия"
02 сентября 2006
00:00
Поделиться
;