Людмила ПУТИНА: Я давала сдачи, когда меня в школе дергали за косы
В канун 1 сентября супруга Президента России ответила на вопросы корреспондента «Комсомолки»
Зачем насильно запихивать в ребенка знания?
- Людмила Александровна, когда я шел на встречу с вами, обратил внимание, что даже здесь, в Сочи, с деревьев уже опадают желтые листья. А на местном рынке я видел будущих - уже торжественных! - первоклашек, которым родители покупали ранцы. А у вас какие чувства вызывает 1 сентября?
- Я, конечно, должна бы сразу же сейчас сказать какие-то радостные слова - теплые, доброжелательные. Но у меня этот день, 1 сентября, вызывает двойственные чувства. С одной стороны, да, это праздник, это мои личные воспоминания: белый передник, цветы... И как будто вчера я отводила за ручку в первый класс моих дочерей - Катю и Машу. И это действительно праздник. Хотела бы поздравить родителей, детей, особенно тех, которые идут, как говорится, первый раз в первый класс.
Мне, конечно, не хотелось бы в такой день снизить уровень радости. Но в то же время я думаю, для многих ребятишек это все-таки не только праздник, а и множество проблем.
- Вы имеете в виду перегруженность детей? Я был на многих ваших встречах с педагогами - вы всегда об этом говорите. В этом учебном году тоже будете говорить? Кстати, многие родители в откликах на наши публикации на эту тему вас поддерживают.
- Вы знаете, я неоднократно советовалась со специалистами в этой области, участвовала в дискуссиях. Мне не хотелось бы говорить сейчас безапелляционно. Думаю, надо спросить у ученых, работающих в сфере педагогики, психологии, нейро- и психофизиологии, а им есть что сказать. Они тоже считают, что сейчас нагрузка на детей действительно зашкаливает. Но слишком снижать ее нельзя, ведь мозг ребенка должен развиваться, и поэтому определенная нагрузка нужна.
|
Но мозг имеет свои пределы, и эта нагрузка не должна быть чрезмерной. Нужно скорее говорить о частичном ее снижении, о перераспределении оставшейся, иначе выстроить систему подачи материала. До сих пор же в большинстве наших школ осталось все так, как было в советские времена. Однако объем информации с тех пор многократно возрос и представляет сейчас огромный, неуправляемый поток. Есть у нас в стране, правда, около двух тысяч «Школ сотрудничества». Наверное, у них другой подход, я надеюсь.
Я спросила у дочерей: что бы они изменили в школе?
- Вот мы говорим: семья - это самая сильная структура общества. Поэтому государство - через школу - должно помогать нашим семьям в воспитании детей. Тем более что родители платят государству налоги. Правильно?
- Да.
- Поэтому чиновники в образовании, и не только - они обязаны прислушиваться к мнению родителей, учащихся. Этого же не происходит. Ведь никто не слушает детей! Вот я сегодня, готовясь к этому интервью, со своими детьми разговаривала, Катей и Машей, им 20 и 21. Я говорю: «Девчонки, что бы вы в нашей школе изменили?» Почему те же чиновники не спрашивают об этом молодежь?
|
- Что ответили ваши дочери?
- Ой, они сказали много интересных и умных, на мой взгляд, вещей. На первое место они поставили, конечно, полное отсутствие в нашей школе (а дочери учились и в немецкой, и в российской) уважения к учащемуся. К мнению ребенка, к его индивидуальным способностям: может - не может, успевает - не успевает, испытывает стресс или нет...
Они, кстати, сказали, что это, собственно, проблема не только школы, а и всего нашего общества, что у нас в России слово «ребенок» переводится порой как «глупый». Он не знает, чего ему надо, на что он имеет право. А родители все знают за него: в какую школу он пойдет, должен он читать или нет, сидеть ли ему за компьютером, какой выбор сделает ребенок после школы, в какой вуз пойдет... Вот молодежь это и возмущает.
- Мне мои взрослые дети примерно то же самое говорят.
- Конечно, речь идет не обо всех учителях и родителях. Я бы очень не хотела, чтобы кто-то обиделся за, может, чересчур резкие оценки. Ведь часто у родителей выбора нет, в какую школу ребенка отдать, а у учителей нет возможности наладить хороший учебный процесс.
Вторая по важности, на взгляд наших девочек, проблема - очень высокий стресс на экзаменах. Дочери привели пример: в немецкой школе они сдавали экзамен - он длился шесть часов. Учителя подходили, психологически поддерживали, приносили чай из буфета, бутерброды... - то есть педагоги как бы на стороне учащегося, сотрудничают с ним, не создают ему дополнительного стресса.
|
В нашей школе тоже есть такие учителя. Но в общем и целом атмосфера другая - ребенка запугивают экзаменом: вот, смотри - ты экзамен не сдашь! Да мне сами родители такое рассказывали!
И еще мне Катя и Маша рассказали о том, что, когда они учились в школе, всем ученикам очень хотелось, чтобы они тоже были включены в процесс обучения и чтобы их тоже спрашивали: как удобно учиться, а как неудобно, что усваивается легко и что тяжело. А у нас в школе часто никого не интересует, успел ученик - не успел, усвоил - не усвоил. Понимаете? Мы говорим: школа равных возможностей. На самом деле - школа равных требований. Не успел - двойка, успел - пятерка.
Третий момент - мои дочери назвали его «очень важным» - изменение системы оценок. То, о чем мы, взрослые, все время говорим, но пока не делаем. Для них важно было бы, чтобы из оценочной системы «учитель - ученик» был убран личностный фактор, чтобы была объективность, чтобы у ученика тоже были права на оценку такие же, как у учителя. Чтобы были какие-то критерии, правила, при которых ученик может оспорить оценку. Не просто подойти: а зачем вы мне двойку поставили? А оспорить эту оценку на каких-то основаниях. Надо убрать вот этот личностный фактор «приязни - неприязни». Вообще много что еще надо сделать...
- На саммите «большой восьмерки», который летом проходил в Санкт-Петербурге, состоялся «круглый стол» первых леди, посвященный вопросам образования, там все эти проблемы обсуждались?
- Мы там говорили о том же самом, о чем сейчас с вами говорим. Кстати, я и была инициатором того разговора. Все дамы поддержали меня.
- А почему вы именно эту тему тогда подняли?
- В каждом обществе есть проблемы, и в нашем тоже. И вот когда размышляешь о них, думаешь о том, как их решить, как могло бы функционировать общество, чтобы гражданам было комфортно, все время двигаешься к истоку этой проблемы. И в конце концов приходишь к тому, что исток - это воспитание, образование человека. А где он их получает? Это семья, детский сад, потом школа, вуз...
- То есть, если брать внутренние проблемы в обществе, все в конечном итоге упирается в образование?
|
- Да, воспитание и образование, весь его спектр - от детсада до вуза, мне кажется, это стратегически важное направление для каждой страны.
- Вы это почувствовали во время общения с первыми леди других стран?
- Да, вы знаете, каждая из них - мать. У каждой дети, внуки: двое, трое, у кого-то четверо. Мои коллеги, а практически все они занимаются вопросами образования, также заинтересованы в том, чтобы эти проблемы решались как можно быстрее.
- Что вообще нужно сделать, чтобы наша система образования отвечала этой высокой планке - что мы готовим не просто выпускников школ и вузов, а в итоге - в будущем - специалистов своего дела, тех же учителей, например. Как на государственном уровне это поправить - дело ведь не только в деньгах?..
- Не только в деньгах, точно. Вы знаете, мы с девочками сегодня тоже на эту тему разговаривали. Ну о том, что они думают о школе, я уже рассказала. А теперь - о вузах.
Как вы, наверное, знаете, Катя и Маша окончили первый курс Санкт-Петербургского госуниверситета. Наши дочери, когда поступали туда, очень готовились, очень хотели учиться.
Вообще-то они мне сказали, что считают нашу систему образования очень сильной. Они просто говорили о том, что вот им, студентам, хотелось бы, чтобы она не была бы такой хаотичной, а стала бы более выстроенной. Потому что сегодня они ощущают абсолютный перегруз, поток информации такой огромный, что студенту приходится просто выживать в этом потоке. Есть только изматывающий марафон: от сессии к сессии, от сессии к сессии! И даже мне, как матери, пришлось им сказать: «Вы поймите, задача студента - сдать сессию». Объем, поток информации такой, что получить удовольствие от освоения знаний невозможно.
- А что у них в зачетках, вы смотрели?
- Пятерки. Они девушки ответственные.
Вообще, я считаю, надо всерьез браться за все эти проблемы. Может быть, опросить заинтересованные группы - и школьников, и студентов, и родителей, и педагогов, психологов детских: как упорядочить наше сильное и мощное образование? Вопрос только в том, кто соберет и систематизирует эту информацию?
- А с президентом вы эти темы обсуждаете?
- Да, естественно, я делюсь с мужем своими мыслями на этот счет.
- И как Владимир Владимирович реагирует?
- Он слушает. Обсуждаем.
|
- Людмила Александровна, в начале беседы вы вспомнили о своем школьном белом переднике... Какой ученицей вы были в школе? Двойки получали?
- За все десять лет пара двоек наверняка была. Ну так - текущие, в журнале.
- По какому предмету?
- Двойки? Вы знаете, даже и не вспомню сейчас. Настолько меня мало интересовали тогда оценки. Как, впрочем, и теперь. Я, наверное, всегда понимала, что оценки - это далеко не весь показатель знаний.
- Я видел ваши школьные фотографии - у вас там косы. Мальчишки за косы вас не дергали?
- Ой, дергали-дергали, это была целая проблема.
- И как вы с этим боролись?
- Ну давала сдачи.
«Мы с президентом открыли школу ремесел»
- Помнится, на саммите в Питере вы пришли на выставку-ярмарку народных промыслов и вместе с другими первыми леди даже поработали художницами. Вот эта сфера «национальной жизни» - она может как-то повлиять на воспитание детей?
- На мой взгляд, это одно из важнейших направлений в воспитании. Детям надо прививать уважение к российской национальной культуре, к народным промыслам. Вот эти все традиции - вышивание, вязание, кружевоплетение, резьба по дереву - мне кажется, неспроста в народе возникли. Это так называемая «мелкая моторика», она очень важна для развития детей - начиная с раннего возраста и вплоть до 14 лет, - для формирования в том числе речевых центров в мозгу. Чтобы ребенок умел хорошо и красиво говорить, нужно, чтобы он в младшем школьном возрасте что-то делал руками.
- Ну а где взять педагогов по народной культуре? Их же в пединститутах не готовят... И что вы лично делаете для этого?
- Не так много. Однако свою лепту я уже внесла - три года назад с легкой руки Владимира Владимировича в Санкт-Петербурге впервые в истории страны была открыта Высшая школа народных ремесел. А я помогала ее ректору Максимович Валентине Федоровне в различных вопросах. Теперь есть возможность получить высшее образование и заниматься этим искусством на более высоком уровне. И вот уже сейчас в эту школу съезжаются талантливые дети из самых разных уголков России. Ребята, начиная с пятого класса, живут сначала в интернате, а когда становятся студентами, переезжают в студгородок. Изучая народную культуру и, в частности, народные промыслы, мы приобщаемся к народной мудрости.
|
Почему государство не помогает рожать?
- Судя по нашей редакционной почте, те меры, которые были объявлены в Послании президента в июне - по повышению рождаемости в стране, по поддержке молодых семей, - молодые мамы и отцы поддерживают. Но многие считают, что нужна не только материальная поддержка - пособия, квартиры...
- Согласна с вашими читателями.
- ...а и поддержка моральная. То есть надо повышать престиж семьи, роль женщины в обществе, чтобы она не чувствовала себя стесненной. Например, женщин с маленькими детьми неохотно берут на работу, особенно в коммерческие организации.
- У меня есть ответ на этот вопрос. Когда у нас родилась Катя, мы были в Дрездене, и Маше был год и четыре месяца, я со спокойной душой старшую отдала в ясли. Почему со спокойной душой? Потому что ясли были такие, что не страшно было отдать туда ребенка.
То есть то, о чем вы говорите, это не проблема взаимоотношений молодой мамы и начальника, который не хочет брать ее на работу. К тому же если речь идет о какой-то бизнес-структуре. Мне кажется, глупо сейчас заставлять наших предпринимателей брать на работу молодых мам. Им нужен сотрудник, который должен работать с отдачей. И тут вы не можете бизнесу приказывать: вот берите, и все.
- Что же делать?
- Наверное, и законодателям надо подумать на эту тему, чтобы, допустим, у молодой мамы был неполный рабочий день. А государство должно создавать такие детские дошкольные учреждения, чтобы там работали педагоги с высшим образованием, чтобы ясли и детсады не были перегружены, чтобы и туда не страшно было отдавать детей.
- А то молодые мамы рожать больше не будут.
- Все равно будут рожать.
- Но не так, как хотелось бы...
|
- Кстати говоря, если вы, Александр, следите за текущей политикой, то, наверное, замечаете, что многое сейчас сдвинулось с места, в частности, по вопросу оплаты родового отпуска.
Как сохранить любовь?
- По статистике, примерно каждая третья российская семья распадается. Причем речь идет в основном о молодых семьях, которые могут рожать и воспитывать детей. Какие здесь могут быть рецепты, советы?..
- По поводу того, чтобы не разводиться, или по поводу детей?
- Я о том, как сохранить любовь в семье, чтобы дети рождались и воспитывались в любви. Женятся же и выходят замуж по любви?
- По любви, конечно.
- А потом что происходит? Почему же уходит любовь, Людмила Александровна?
- Смотря что понимают под любовью. Вот вы, например?
- Ну любовь - это готовность к самопожертвованию ради любимого или любимой.
- Я не согласна с вами - это скорее антилюбовь. Так умрут все оставшиеся чувства.
- А по-вашему, это что?
- Любовь - это взаимность, это уважение, признание, терпимость во всем, это совокупность всевозможных чувств.
|
- Как сохранить эти чувства?
- Вас это так занимает... Мне кажется, вы спец в этой области - откройте в «Комсомольской правде» рубрику о любви.
- А вы же только что сказали, что у меня неправильное представление о любви.
- Но вы можете обратиться к грамотному семейному психологу, который поможет вам эту рубрику вести. Есть же курсы английского...
- А это - курсы любви?
- А если серьезно... Мне кажется, в школе опять же мог бы быть предмет... Можно назвать его как угодно - допустим, «Психология семейных взаимоотношений». Ну кто у нас учит общаться мальчика с девочкой?
- Некоторых - улица...
- Ну ужасно она учит, вы же понимаете... Хотя, бывает, и в школе - не лучше.
Надо учить выстраивать отношения в детсаду - между маленькими, в школе - между мальчиками и девочками, между юношами и девушками, с учетом психологии возраста. И дальше - между взрослыми людьми, в семье, между мужем и женой... И не заниматься тем, что все время предъявлять претензии друг другу, а попытаться вместе учиться строить семейные взаимоотношения. Это великое искусство.
***
- Людмила Александровна, что бы вы хотели пожелать школьникам, студентам, их родителям, учителям накануне 1 сентября?
- Учителям и ученикам - взаимного уважения друг к другу. Чтобы учитель видел перед собой не какого-то обезличенного ученика, в которого можно впихнуть сейчас знания, а маленького или уже более взрослого человека со своими собственными страхами, возможностями и способностями. И чтобы учитель более терпимо относился к его каким-то просчетам, неудачам, чаще хвалил бы за успехи. А ученикам - помнить о том, что каждый учитель - это взрослый человек, со своей семьей, что это тоже человек со своими жизненными проблемами. А родителям мне хотелось бы пожелать быть на стороне своего ребенка - всегда, в любых ситуациях. Прав - не прав, кто-то пожаловался... - все равно отец и мать должны быть на его стороне. Давать ему защиту, держать спину, подставлять плечо, чтобы ребенок мог опереться, чтобы знал, что у него есть опора, что ему есть куда податься, есть к кому прийти со своими проблемами или удачами. Или со своим счастьем.
И еще у меня есть просьба от Кати и Маши, если можно, воспользуюсь нашей беседой. Мои дочери попросили меня, чтобы я от их имени поздравила с Днем знаний их друзей, одноклассников, с которыми они учились в школе, их учителей, пожелать им всем удачи.
ЧТО ЕЩЕ СКАЗАЛА ПЕРВАЯ ЛЕДИ О...
...вреде компьютерной зависимости
- Многочасовое сидение за компьютером, как считают специалисты, вредно и для осанки ребенка, и для зрения, и для психики. А многие родители с этим мирятся. Считаю, надо бороться с компьютерной зависимостью. На саммите «большой восьмерки» в Питере мы с моими коллегами - супругами глав государств - подумали, что было бы правильно обратиться к производителям компьютеров (правда, по моей инициативе), чтобы на корпусе дисплея помещали надпись - что-то типа: «Чрезмерное использование компьютера вредит здоровью ребенка». Будем стараться этого добиться.
...пользе чтения
- Есть статистика: 40 процентов населения в нашей стране не читают книг или редко берут их в руки. Мы должны с первого класса учить детей не только правильно писать, но и читать. К сожалению, та методика, по которой их сейчас учат, не способствует привитию любви к чтению, а скорее наоборот.
...русской лапте и городках
- Мне жаль, мы вот и с мужем эту тему как-то обсуждали, что в России забыли такую народную игру, как русская лапта. Эта игра похожа на американский бейсбол, но как-то она вот на грани вымирания, не играют в нее сейчас, нет всеобщего увлечения. А было бы здорово, не нужно какого-то особого снаряжения - вышел и играй. Вот городки - тоже интересно. Муж недавно попробовал в них сыграть, ему понравилось.
КСТАТИ
Первая леди привезла в Сочи чемодан с книгами
А еще она играет в теннис и жарит президенту яичницу
Людмила Путина на сей раз привезла с собой в Сочи солидный багаж - чемодан книг: художественная литература, пособия по педагогике и психологии. Освоила большой теннис, правда, на корт выходит нечасто. Иногда пробует себя в кулинарии - как-то пожарила президенту яичницу. «Я приготовила ее так, как любит муж, - поделилась первая леди. - Чтобы желтки были отдельно от белков, а сверху я их посыпала зеленью».
А В ЭТО ВРЕМЯ
Тося и Родео не отпускают хозяйку ни на шаг
...Во время нашей беседы я вдруг услышал, как в дверь кто-то скребется. Оказалось, это пудели Тося и Родео. Людмила Александровна (по моей просьбе) впустила их в комнату, и это внесло в наш разговор «собачью ноту»...
- Почему у вас в доме все время животные?
- Я бы не сказала, что мы специально их заводим. Они вроде как сами у нас приживаются. А что это нам дает? Может быть, психологическую разгрузку. Есть же даже специальная терапия - например, присутствие животных в доме благожелательно сказывается на настроении, самочувствии людей. Но, конечно же, только в тех семьях, где их любят. Плохо, когда родители заводят животных по детской прихоти, как игрушку, а потом они оказываются на улице... Сочувствие к животным надо воспитывать в детях с раннего возраста - это делает их добрее.