УЧИТЬ НА ПЯТЬ С ПЛЮСОМ
|
— Галина Петровна, когда знакомишься с основными положениями национального проекта, то и дело возникает чувство — это дело знакомое, это мы уже проходили…
— И неудивительно. При разработке нацпроекта было аккумулировано все лучшее, что наработано на сегодняшний день в регионах. А многие из приоритетных направлений проекта в республике уже реализованы. Это и оптимизация сети образовательных учреждений, и единый госэкзамен, и массовая информатизация школ, создание попечительских советов, поддержка лучших школ и талантливых педагогов. За последние годы в этих направлениях действительно сделано немало. Способствовали этому, конечно, эффективная слаженная работа властей всех уровней, наработки педагогов-новаторов и школ-лидеров, помощь бизнес-структур и общественности. Но есть и хороший задел на будущее: проблем хватает, работы еще очень и очень много.
— В этом году во всех школах республики в старших классах вводится профильное обучение. До этого практиковалось оно лишь в гимназиях, лицеях и крупных базовых школах. Чем вызвана столь глобальная профилизация?
— Сегодня одна из важнейших задач школы — воспитать в ученике самостоятельную личность, четко представляющую свой дальнейший жизненный путь. Для этого очень важно учить не всех одинаково — в соответствии со способностями и увлечениями ребят. Опыт у нас уже наработан. В 14 гимназиях, 11 лицеях, 75 школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также в профильных классах и группах 102 школ занимается 51 процент школьников. Практика показывает, что результаты работы таких учебных заведений неизменно выше, а ученики на ЕГЭ показывают результаты, не сравнимые с обычными школами. Но успехи эти — лишь одна сторона медали. С оборотной ее стороны — большие перегрузки школьников, ухудшение их здоровья. И одна из педагогических и социальных задач новой системы в том, чтобы снизить нагрузку, предоставив подросткам возможность более эффективно изучать те школьные дисциплины, которые соответствуют их интересам и потребностям. Однако обеспечить полноценное профильное обучение может далеко не каждая школа. Поэтому задача текущего дня — отработать различные модели взаимодействия базовых школ, уже имеющих практический опыт, с другими учебными заведениями.
— Качественное образование — и школьное, и профессиональное — немыслимо без современных компьютерных технологий. Красной строкой прописана компьютеризация школ и в национальном проекте. Как идет этот процесс у нас?
— По части технического оснащения школ сделать удалось немало. На один компьютер у нас приходится сейчас 26 учеников (три года назад — 70), 85 процентов школ подключено к Интернету, в большинстве пока, правда, по коммутируемым сетям. Но есть и другие варианты — в 142 удаленных сельских школах уже установлены спутниковые антенны. Однако вся эта современная техника может успешно работать лишь при наличии хорошо подготовленных кадров. К сожалению, мы пока не сумели добиться того, чтобы каждый учитель использовал компьютер во всех аспектах своей работы — как консультанта, «методиста», помощника в самообразовании.
Российские эксперты подсчитали, что сейчас в профессиональных училищах компьютерный класс работает в среднем 28 часов в неделю, а в школах — 38 часов. Это крайне низкая эффективность! Информационные ресурсы надо использовать в полную силу. Кроме того, в ближайшее время в рамках нацпроекта школы получат скоростной широкополосный Интернет. Поэтому учителям предстоит не только пользоваться компьютером, но и научиться извлекать с его помощью максимальную пользу из Всемирной сети.
— В минувшем учебном году многие выпускники 9-х классов впервые сдавали ЕГЭ. Планируется ли и дальше продолжать эту практику? И что в целом дало введение единого экзамена?
— ЕГЭ на уровне девятых классов пока шел в статусе республиканского эксперимента. В ряде школ он был проведен в пробном варианте по математике и русскому языку, а в базовых школах выпускники девятых классов сдавали профильные экзамены в форме ЕГЭ. В новом учебном году нам предстоит проанализировать этот опыт и подготовиться к массовому введению ЕГЭ в 9-х классах.
Плюсов от введения единого экзамена немало. Благодаря ЕГЭ сельским выпускникам стало проще поступить в вуз, а наши талантливые ребята проторили дорогу в престижные университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани. Если раньше в них поступали лишь считанные единицы, то с введением ЕГЭ счет наших студентов в лучших вузах пошел на сотни.
Кроме того, ЕГЭ стал главным звеном мониторинга и оценки школьного образования. Сегодня мы знаем «стоимость» одного балла ЕГЭ в обычной и базовой школе, в городской и сельской; выведена зависимость результатов от наполняемости класса, квалификации и даже возраста учителя. Оценки по ЕГЭ в крупных школах значительно лучше, чем в маленьких, и что особо радует — результаты школ-ресурсных центров (а они в основном сельские) не отличаются от результатов городских школ. Все это еще раз подтверждает — курс на модернизацию образовательной отрасли выбран верный.
Вместе с тем тревожит состояние информационной безопасности ЕГЭ. Это очень серьезная проблема, и связана она, думаю, с низкой правовой культурой и педагогов, и управленцев-организаторов ЕГЭ. В обращениях родителей и выпускников приводятся факты нарушения правил проведения ЕГЭ и представителями органов местного самоуправления, и директорами школ. Нужно ли говорить, что подобные ситуации дискредитируют идею независимой объективной оценки, доверие к организаторам экзамена. Как заявлено Минобрнауки, в штатный режим ЕГЭ должен перейти с 2009 года. За оставшееся время нам необходимо принять дополнительные меры по информационной безопасности ЕГЭ. Сделать это можно только общими усилиями и властей, и педагогов, и общественности.
— Активное привлечение представителей общественности к школьным делам, к управлению системой образования — тоже одна из основных задач нацпроекта.
— Да, и работа эта уже ведется. Уже на первом этапе проекта общественные организации проводили конкурсный отбор лучших школ и учителей. Возглавил эту работу созданный в прошлом году Чувашский республиканский союз попечителей образования. В самом начале работы экспертов были сомнения — готовы ли люди «со стороны» к оценке качества работы школ и учителей. К счастью, опасения не оправдались. В выстроенном ими рейтинге школ и учителей лучшими названы те, которых признали таковыми и большинство детей, родителей, бывших учеников. Эта оценка в большинстве случаев совпала и с мнением педагогического сообщества.
В настоящее время в 68 процентах школ созданы попечительские советы. Активно в этом направлении работают образовательные учреждения Чебоксар, Новочебоксарска, Козловского, Урмарского, Моргаушского, Чебоксарского, Цивильского, Янтиковского районов. К сожалению, нет активности в привлечении общественности к управлению школьными делами в Яльчикском, Канашском, Шумерлинском и других районах. Чем это объяснить? Возможно, тем, что руководители образовательных учреждений не хотят делиться своими полномочиями. А в ряде случаев и сами представители общественности не готовы к этой работе.
— Успех всех начатых реформ немыслим без талантливых учителей-лидеров. А чтоб удержать в школе таких людей, нужна в первую очередь достойная оплата труда. В рамках нацпроекта введены президентские премии лучшим учителям и доплаты за классное руководство. Что дальше?
— Сейчас нужно активнее внедрять эффективную методику стимулирования качества работы педагогов, включающую уровень квалификации, образования, взаимоувязанность оплаты с результативностью. Хороший учитель должен получать хорошо, нормальный — нормально, а плохих учителей, думаю, все согласны, в школе не должно быть. Поэтому для определения квалификации учителя, ее соответствия современным требованиям необходимо существенно обновить порядок аттестации учителей. В прошлом учебном году она уже проходила с некоторыми инновациями, в новом учебном году мы продолжим эту работу и активно включим в процесс ассоциации педагогов-новаторов, директоров школ, общественность.
И президентские премии лучшим учителям, и финансовая поддержка лучших педагогов на уровне республики, и новая система оплаты труда должны помочь нам в обновлении педагогических кадров. Об остроте проблемы свидетельствуют цифры: число молодых педагогов (со стажем до 5 лет) в республике неуклонно снижается и составляет сегодня 4,8 проц. (в 2001 году — около 10 проц.). Особенно это касается Батыревского, Красночетайского, Шумерлинского, Яльчикского районов. Уверена, что приход подготовленной молодежи с новыми профессиональными компетенциями принесет и новые передовые методики и подходы. И новации эти, помноженные на опыт работы наших педагогов-лидеров, дадут возможность поднять на новый уровень качество образования.