Министерство образования Чувашской Республики

КАК ВЫБРАТЬ ШКОЛУ И ПОСТУПИТЬ В ВУЗ

«Прямую линию» с министром образования и молодежной политики Г. Черновой редакция «СЧ» провела накануне выпускных школьных экзаменов. Несмотря на это, спрашивал народ не только про ЕГЭ и конкурсы в вузах. Вопросы шли самые разные — о частных детсадах и учительской зарплате, о порядке приема в лицей и проблемах воспитания школьников. Были и конкретные жалобы: на школу, которая «только деньги пылесосит», на тесноту в детском садике — из-за того что половину здания занимают «чужие» фирмы. Все эти обращения министр взяла на контроль, и о том как будут развиваться события, мы обязательно сообщим.


ЧЕЙ ПРАЗДНИК ДЕНЬ ПОБЕДЫ?

— Здравствуйте, это Татьяна Петровна из Чебоксар. Галина Петровна, позвольте Вас поздравить с прошедшими майскими праздниками, пожелать здоровья. И вот что мне хочется Вам сказать. В День Победы моя приятельница была свидетельницей разговора в маршрутном такси. Молодой человек встретил знакомую девушку, поздравил ее с праздником. Она спросила — с каким? С Днем Победы, ответил тот. Она: «Ну ты придумал! Это же праздник стариков!» Выслушала я приятельницу, и грустно стало на душе. Это как же в наших школах преподают историю, если у молодежи праздник 9 Мая ассоциируется с Днем пожилых людей. Конечно, не все молодое поколение так считает, но это — тоже тревожный симптом. А мы все голову ломаем, почему же в стране, победившей «коричневую чуму», бесчинствуют скинхеды. Все ли делается в школах, чтобы история не повторилась, чтобы не окреп наш доморощенный фашизм? Что Вы думаете по этому поводу?

— Во многом я с Вами согласна. Конечно, вопросы воспитания – самые сложные вопросы. Но, я полагаю, заниматься ими должна не одна только школа. Если ребенок никогда ничего не слышал об этом празднике от родителей, бабушки, дедушки, у него не будет ощущения, что День Победы — и его праздник.

Что касается преподавания, то во всех программах, во всех школьных учебниках Великой Отечественной войне уделено много места, и я уверена, что нет учителя, который бы эту тему пропустил. С точки зрения формальной, здесь вопросов не было никогда. Поэтому, я думаю, главная проблема не в знаниях — в отношении педагогов к воспитанию ребят. В конечном итоге все зависит от конкретного человека: директора, учителя. И тут школа школе рознь. В одних отлично налажена военно-патриотическая работа, проводятся встречи с ветеранами, в других, увы, не все так хорошо складывается.

Но все же хороших примеров немало, в том числе и на уровне республики. К примеру, «Зарница» и «Орленок» у нас - самое массовое движение; ни в одном регионе в этих играх не участвует столько детей.

— Галина Петровна, в том ведь еще беда, что уходят от нас ветераны. А кроме тех, кто был на войне, кто ж еще молодым правду расскажет?

— Конечно, встречи с фронтовиками важны не только в канун праздника Победы. Почти в каждой школе созданы музеи, и надо, чтобы работали они не формально, не ради галочки. Но согласна с Вами, действительно, проблема есть, нужно усилить военно-патриотическое воспитание школьников и молодежи. Хотя повторюсь, я считаю, что это болезнь всего общества. На одну школу надеяться нельзя: в ней ребенок проводит 6-7 часов, а что потом?..

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

— Добрый день, Галина Петровна, из Чебоксар Вас беспокоят. Ленинский район, 20-я школа. Знаете такую?

— Знаю. А в чем проблема?

— Сейчас у нас вопрос: куда ребенка в первый класс определить — в эту школу, в 37-ю или в 49-ю? Что Вы посоветуете?

— По этому поводу я всегда советую всем одно и то же: для первоклассника надо выбирать не школу, а учителя. На вашем месте, пока идут учебные занятия, я бы в каждую из этих школ походила, в то время когда ведут уроки “ваши” учителя. Во-первых, обратила бы внимание на самого педагога — сразу же видно, какой он человек, как общается с детьми. На ребят бы посмотрела — с каким настроением выходят они из класса, тянутся ли на перемене к учителю. Если получится — хорошо бы поговорить и с родителями учеников. Конечно, мы можем Вам назвать и школу, и конкретного педагога. Но это будет наш взгляд, сверху — начальники ведь все равно немного по-другому судят. Вам же надо посмотреть вровень. Поэтому не пожалейте времени, походите по школам — и Вы, и Ваш ребенок от этого очень много выиграете.

— Здравствуйте! Хочу задать вопрос министру образования — имеют ли право учителя начальных классов проводить курсы для будущих первоклассников? К примеру, если мы хотим отдать ребенка в лицей, ему надо обязательно пройти эти курсы, иначе в первый класс не возьмут?

— Проводить занятия и курсы — как услуги в сфере дополнительного образования — педагоги школ имеют право. В том числе и учителя начальных классов — с будущими первоклассниками. Курсы эти развивают ребенка, помогают ему подготовиться к школе и т.д. Но зачислять в первый класс только после курсов лицей не имеет права.

С другой стороны, конкурс в лицеи и гимназии большой, всех желающих принять невозможно. Закон на этот счет гласит: прием в школу ведется только в порядке поступления заявлений, по очередности. Других ограничений нет. Все остальное будет нарушением закона, и в этом случае надо обратиться в городское управление образования. Единственное, что мы рекомендуем: прежде чем подать заявление в лицей или гимназию, сходите с ребенком к врачу, к психологу, посоветуйтесь, сможет ли он выдержать высокие учебные нагрузки.

О ЗАРПЛАТЕ, ШКОЛЬНОЙ ФОРМЕ И УРОКАХ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА

— Добрый день, Галина Петровна, звонит Вам Наталия Сергеева из Новочебоксарска. Скажите, когда будет известен список школ, которые получат премию Президента России?

— Примерно 10-12 июня. Уже завершила работу Общественная экспертиза, оценки в баллах школам выставили представители 8 общественных организаций — профсоюзов, женсовета, совета ректоров и т. д. Сейчас по сумме баллов составляют рейтинг школ, и к 15 июня список 33 лучших учебных заведений будет отправлен в Москву. Кстати, замечу, что от Министерства образования в комиссии никого не было, это — одно из условий конкурса.

— Вопрос от педагогов школы № 35. С 1 мая учителям должны прибавить зарплату. Увеличится ли в связи с этим и доплата за классное руководство?

— Да, с мая оклады у педагогов, как и у всех бюджетников, повысятся примерно на 15 процентов. Но доплат за классное руководство — равно как и других фиксированных надбавок, выплат и т. д. — повышение не коснется. Сами доплаты сохранятся в прежнем размере, увеличится только оклад.

— Здравствуйте! Мой вопрос — об уроках чувашского языка. Пока, мне кажется, учат его многие ребята только ради отметок. Сужу по своему сыну. Заучил он стихотворение, получил “4” и доволен, а назавтра не помнит из него ни одного слова. Может быть, стоит изучать чувашский язык не на уроках, а на факультативных занятиях? Тогда бы дети научились лучше говорить на нашем родном языке.

— А почему вы думаете, что на факультативе будут учить лучше, чем на уроках?

— Мне кажется, что когда учить — обязательно, процесс превращается в зубрежку. А на факультативе это можно сделать в другой форме, так, чтобы ребятам было интересней…

— В чем-то я могу с Вами согласиться. Хорошо, когда ребенку интересно учиться; может быть, и оценки не надо ставить в начальных классах. Но превратить урок в факультатив мы не имеем права. Есть Закон Чувашской Республики, в соответствии с которым в школах должны учить в обязательном порядке и чувашский язык.

Другое дело — качество преподавания: порой не хватает нужных методик или не все учителя ими овладевают. Эту проблему мы знаем и пытаемся решать. Помните, в свое время в школах и английский, и немецкий изучали плохо, не было хороших учителей, хороших методик. Так же и тут. Постепенно появляются современные учебники, новые методические разработки. Многое, конечно, зависит и от педагога, насколько он любит свой предмет и стремится заинтересовать им ребят. А может, уточните, в какой школе Ваш сын учится? Мы бы помогли, подсказали…

— Да нет, школу я, пожалуй, называть не буду…

— Добрый день, Галина Петровна. Скажите, планируется ли в этом году закрывать школы в Вурнарском районе?

— Во-первых, школы в глубинке закрываются крайне редко, только в исключительных случаях. Обычно в рамках реструктуризации они меняют статус — из основных переходят в начальные, из средних — в основные. Процесс этот, увы, неизбежен. Хотя рождаемость немного и растет, но пока число учеников в сельских школах с каждым годом уменьшается. Бывает, в классах учатся 5-6 ребят, а то и меньше. О каком качестве образования можно говорить? Что касается Вурнарского района, то, по предварительным данным, здесь намечается реструктуризация двух школ: Мамалаевская основная школа станет начальной, Шинерская средняя — основной. Но это пока только планы. И замечу, что вопрос о том, преобразовывать школу или нет, министерство не решает; все это — в компетенции местных властей.

Что еще намечается по сельским школам? Со следующего года мы запускаем новый проект — в деревнях, где школы уже старые, а учеников стабильно не меньше 20, будут возводиться маленькие модульные школы. Наряду с этим продолжится и строительство капитальных сельских школ — каждый год в республике справляют несколько школьных новоселий; дальше будет идти программа “Школьный автобус”. И, наконец, в 2006-2007 годах будет проведена глобальная интернетизация сельских школ. Если сейчас в ряде средних сельских школ жалуются на плохую связь, слабый доступ в Интернет, то за два года проблему эту мы решим.

— Горячая линия? Здравствуйте, это Татьяна Макарова из Чебоксар. Недавно прочитала в одной из газет, что в республиканском интернате имени Лебедева сократили часы на чувашский язык и литературу. Правда ли это? И может ли школа в течение года сама менять учебную программу?

— Сам лицей внести коррективы в программу не мог. Это учебное заведение подведомственно Минобразования республики, и мы обязательно утверждаем его базисный учебный план и регулярно проверяем, насколько точно он выполняется. Могу заверить: количество часов, отведенных на чувашский язык, литературу и культуру в лицее не менялось: оно такое же, как и в предыдущие годы.

— Это Михаил Павлов. Хотел узнать — несколько лет назад школьники носили форму в обязательном порядке, а сейчас это положение отменили. Почему?

— К сожалению, в соответствии с законодательством министерство не может заставить ребят носить форму, это расценивается как нарушение прав ребенка. Но замечу — в республиканских лицеях и гимназиях ввели свою “фирменную одежду”. И если другие школы надумают последовать их примеру — пожалуйста. Главное, чтоб решение было принято совместно, на общем собрании школы, с участием родителей и представителей организации учащихся, и отражено в Уставе или другом основном документе школы.

О ЕГЭ, ЛЬГОТАХ И КОРРУПЦИИ

— Мартынова Елена беспокоит. У меня дочка учится в 9-м классе, так что пора уже думать о поступлении в вуз. Существует ли практика, когда московские и санкт-петербургские вузы в республике проводят свои вступительные экзамены на территории республики?

— Официальных договоров на этот счет на уровне правительства или министерства нет. Но есть ряд соглашений, которые заключают либо общественная организация, либо школа. В пример могу привести Новочебоксарск, где школы активно работают с московскими вузами. Кстати, и вузы с нами сотрудничают очень хорошие, например, Московский химико-технологический им. Д. Менделеева, РУДН и т. д. Их представители каждый год приезжают и набирают талантливых ребят. Но каждый год ситуация складывается по-разному. Поэтому, когда ваш ребенок будет оканчивать школу, необходимо заранее, не позже января, обратиться в министерство и уточнить, где и когда будут работать комиссии московских вузов.

— А победители республиканских олимпиад могут быть приравнены к тем, кто получил 100 баллов по результату ЕГЭ?

— По тому предмету, по которому победили, — да. Победители республиканских олимпиад даже экзамены не сдают в наших вузах. За пределами же республики каждый вуз самостоятельно решает, зачислять таких ребят вне конкурса или нет. В целом, приемные комиссии часто идут им навстречу — в талантливых студентах заинтересованы все. Однако замечу, от школьных выпускных экзаменов победа на олимпиаде не освобождает. Сдавать их все равно придется - для получения аттестата о завершении школы.

— Что планируется сделать, чтобы исключить возможные подтасовки во время ЕГЭ? Будут ли проводиться проверки, создаваться специальные комиссии?

— Да, комиссия будет работать, и не одна. И не только от Минобразования, но и от правоохранительных органов. Напомню, ЕГЭ был введен, в том числе и для того, чтобы исключить разговоры о коррупции. И если теперь и есть нарушения в ходе проведения ЕГЭ, то только в самих школах. В пунктах сдачи экзаменов мы с этим пытаемся бороться, стараемся создать такую схему, чтобы свести к минимуму все риски подтасовок при проведении экзаменов. Но человеческий фактор, к сожалению, всегда остается. Поэтому мы стараемся, чтобы в школе на приеме экзаменов были совершенно посторонние, не заинтересованные в определенном результате люди.

— Куда можно обратиться родителям, если они заметили нарушения?

— В правоохранительные органы. Формально наказать за коррупцию, за взяточничество могут только они. Но, увы, поймать нарушителей за руку, доказать факт взяточничества очень трудно.

— Здравствуйте, Галина Петровна! Это из Урмар мама одиннадцатиклассника вам звонит. Скажите, сохраняются ли в этом году льготы для выпускников-медалистов?

— В вузах, которые зачисляют студентов не по результатам ЕГЭ, остается та же система, что и в прежние годы. То есть медалист сдает один экзамен, если успешно его выдержал, «подтвердил» медаль — стал студентом. В вузах же, где прием идет по результатам ЕГЭ, льгот для медалистов, как правило, не предусмотрено. В целом же этот вопрос — на усмотрение приемных комиссий.

— А если один из родителей — инвалид, будет ли ребенок иметь какие-нибудь льготы при поступлении в вуз?

— По закону такие льготы предоставляются только круглым сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям- инвалидам I и II групп (если им по заключению врачей не противопоказано обучение в вузах); а также участникам и инвалидам боевых действий, гражданам, уволенным с военной службы и поступающим в вуз по рекомендации командиров воинских частей. Положены льготы и абитуриентам в возрасте до 20 лет, имеющим только одного родителя — инвалида I группы; при этом среднедушевой доход семьи должен быть ниже прожиточного минимума.

Если же в полной семье один из родителей — инвалид, льгот для абитуриента не предусмотрено.

— И еще один вопрос. Пока еще неизвестно, где урмарские ребята будут сдавать ЕГЭ по химии и биологии?

— Об этом будет объявлено в самый последний момент. Таким образом мы хотим снизить риск нарушений в ходе экзаменов. Причем «засекречены» адреса не только в районах, но и в столице. Чем позднее станет известно место проведения экзамена, тем больше возможности уйти от коррупции.

— Здравствуйте, это Наталья Григорьевна из Чебоксар. Если мой сын сдаст ЕГЭ в школе, а потом в вузе, какая оценка в итоге будет учитываться?

— Единый экзамен по тому или иному предмету за год можно сдавать только один раз. Другой вариант, если выпускник подаст документы в вуз, который оценки ЕГЭ не учитывает. Тогда экзамен надо будет держать снова, но уже в обычной форме.

Кстати, сертификат ЕГЭ действителен только в течение года. Если ваш сын будет поступать в вуз на следующий год, экзамен ему придется сдавать заново.

— Дмитриева Надежда. В свое время я окончила технический вуз, сейчас хочу получить специальность экономиста. Могу ли я поступить в ЧГУ, на бюджетное отделение?

— Нет. По Закону «Об образовании», второе высшее образование государство не оплачивает. Даже в том случае, если вы суперспециалист и в первый раз окончили вуз с красным дипломом. Как вариант — учебу может оплатить фирма, в которой вы работаете, если, конечно, руководство ее в этом заинтересовано.

ЧАСТНЫЙ ДЕТСАД: МЕСТО ВАКАНТНО

— Галина Петровна, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, сколько у нас открыто частных школ и участвуют ли они в каких- нибудь проектах и конкурсах, например, в конкурсе лучших школ с грантом в миллион рублей?

— Частных школ в республике только две, обе они в Чебоксарах. Ни в конкурсе на соискание президентского гранта, ни в республиканских программах ни одна из них на сегодняшний день не участвует. Думаю, что это связано с тем, что в прошлом году был принят закон, по которому из бюджета республики частные школы финансировать нельзя. Раньше мы им давали деньги по нормативу, сколько положено от государства. Сейчас закон это исключает.

— А какое в частных школах качество обучения? Стоит ли отдавать туда ребенка?

— Вопрос надо решать индивидуально. Да, лицензию они получают у нас. Но для лицензии что нужно? Помещение, книги, соблюдение санитарных норм и противопожарной безопасности, наличие в штате дипломированных педагогов. А уж по качеству обучения это может быть и “тройка”, и “пятерка”. Я всегда советую, сходите в саму школу. Побудьте там день-два. Понаблюдайте обстановку, посмотрите оценки одиннадцатиклассников по ЕГЭ — единый экзамен они тоже сдают, а требования для всех одинаковые. А потом принимайте решение.

— Добрый день, обращается к Вам мама трехлетнего ребенка. Я хотела бы устроить своего малыша в частный детский сад. Есть ли у нас такие детсады — чтоб и лицензия была, и хорошие педагоги? Слышала от знакомых, что вроде подобные садики в Чебоксарах есть, но там только уход за ребенком и никаких образовательных услуг...

— К сожалению, в республике нет ни одного частного детского сада. Хотя, наверное, несколько бизнесменов могли бы объединиться и открыть небольшой частный детсад. И спрос на такой сервис есть, но — никто не берется. Хотя понять людей можно, это невыгодный бизнес. Доход маленький, требований много, велика ответственность за детей.

В столице пошли, правда, по другому пути. Сейчас в нескольких чебоксарских ДОУ открыты так называемые коммерческие группы. Сверх обычной платы родители вносят дополнительно немалые суммы — за то, чтобы группы были маленькие, чтобы дети получали дополнительное хорошее питание, изучали английский язык и т. п. У всех детсадов с такими группами есть лицензия, иначе и быть не может. А вариант, про который вам рассказывали, — это не частные детсады, это обыкновенные няни. Детей они принимают на дому и работают, по сути, тайком — от нас, от налоговой инспекции: лицензий такие “воспитательницы” не имеют, налогов не платят. Решайте сами, стоит таким людям доверять своего ребенка или нет.



"Советская Чувашия"
19 мая 2006
00:00
Поделиться
;