Министерство образования Чувашской Республики

Сложная, но почему-то любимая физика

В конце июня будут определены 112 учителей республики, которые получат поощрение по сто тысяч рублей. Сумма немалая. Экспертная комиссия, которая сейчас формируется, определит самых достойных по нескольким критериям: уровень знаний учащихся, внеурочная работа, использование новых технологий и так далее. Жаль, что нет среди них еще одного пункта: мнение учеников о своем учителе.



Между тем в каждом коллективе такие анкетирования проводятся. В 51-й чебоксарской школе лучшим педагогом ребята назвали преподавателя физики Наталью Геннадьевну Кержаеву.

Деловая, спокойная атмосфера на уроке, доверительное отношение, умение просто объяснить сложный материал — вот что ценят в ней ученики.

— Тема нашего урока — «Строение атомного ядра». Начать хотела бы с одной даты: ровно двадцать лет назад произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. Одной из ее причин сегодня называют технологические погрешности, допущенные при строительстве. — Десятиклассники напряженно слушают о последствиях аварии, о ликвидаторах, из которых в живых осталась едва ли треть. — Ядерная энергетика может быть источником несчастья, если пользоваться ею неумело. И тем не менее именно атом — основной источник энергии в будущем.

Знания усваиваются легче, когда они связаны с жизнью. Физика — предмет сложный, но Наталья Геннадьевна разработала программу, по которой обучение ведется с пятого класса:

— Начинаем с простого: как испаряется вода, что при этом происходит? Подвожу их к понятию конденсата, они сами рассказывают, что это такое. Готовим с младшими простейшие физические приборы — из салфетки делаем гигрометры для измерения влажности. В этом возрасте детям все интересно, новые знания они с удовольствием усваивают. Анкетирование среди старшеклассников показало: они понимают физику глубже, если начали раньше ее изучать.

Мы беседуем в лаборантской. На столе под стеклом — сплошь фотографии выпускников:

— Ни одного года не было без классного руководства. Вот эти ребята сейчас третьекурсники, учатся в МГУ, в Высшей школе экономики, в военно-космической академии в Питере. А самые первые были в селе Напольное Порецкого района. Пришла туда сразу после педуниверситета, в школе полгода физика не было. Фотокружок с детьми организовали, волейбольную секцию, в лыжные походы ходили. Четыре года как сон пролетели. Потом вернулась в город, работала в ПТУ № 8. Ребята там непростые, не очень угодные школе, но смекалистые и умелые. С ними можно было горы свернуть по изготовлению пособий. Потом, когда перешла сюда, помогли этот кабинет оформить.

По итогам ЕГЭ, уровень 51-й школы по физике выше среднего балла по городу. Причем среди ближайших конкурентов — физико-математический лицей № 3. В этом году Наталья Кержаева стала победителем методического фестиваля физиков и математиков, организованного институтом образования.

— Приехали в Урмарский район. В незнакомом классе нужно было дать урок с применением информационно-коммуникативными технологий. Волновалась, как сельские ребята справятся с работой на компьютерах. Оказалось — замечательно. Один из учеников мне ассистировал, слайды во время просмотра менял, организаторы потом спрашивали — «вы этого мальчика с собой из Чебоксар привезли?»

На рабочем столе лежит толстый том Толкиена. «Когда мозги от физики закипают, хочется чем-то отвлечься. Классику люблю читать, особенно Чехова. Недавно со своими вечер юмористического рассказа провели. Они сценки ставили, анекдоты рассказывали. Этот класс меня уговорили взять родители, среди них — моя бывшая ученица. Согласилась — и не жалею, повезло с этими ребятами».

В дверь заглядывают нетерпеливые семиклассники — перемена короткая, а обсудить надо многое. Про то, что Наталья Геннадьевна выдвинута на соискание президентской премии, они не слышали. Но знают точно — им повезло с учителем.

 


"Молодежный курьер"
17 мая 2006
00:00
Поделиться
;