Министерство образования Чувашской Республики

ПРОЕКТ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРПЛАТЫ БЕЗ ЗАТРАТ

К визитам столичных и иностранных гостей Чувашия уже привыкла. Но приезд президента «Центра стратегических разработок» М. Дмитриева особенно заинтересовал медиков и учителей. Его фонд является научным разработчиком социально-экономических реформ Правительства России. Михаил Эгонович оценивал готовность нашей республики к возможному участию в одном крупном федеральном проекте. Если удастся попасть в число избранных, то результатом должно стать значительное повышение зарплаты врачей и педагогов, улучшение материальной базы медицинских учреждений и школ.


М. Дмитриев побывал в Чебоксарском профессиональном лицее, Президентском перинатальном центре и в школе поселка Опытный Цивильского района. Даже скептически настроенные свидетели его визита по окончании всех встреч воодушевленно говорили: “Надо постараться. Шанс упускать нельзя”. И вправду это было бы неразумно. Участие в проекте дает немалые суммы. Причем не за счет кредитов и займов. А вот как.

Президент «Центра стратегических разработок» поведал о некоем задании главы государства В. Путина. Владимир Владимирович поручил ему отобрать 6-7 регионов, успешно работающих в сфере образования, и 10 в здравоохранении для участия в пилотной программе. Дело в том, что в рамках известных приоритетных национальных проектов будет еще несколько подпроектов. Названия для них еще не придумали. Но суть известна – оказание дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета, которая пойдет на улучшение материальной базы больниц, школ. На каждый регион планируется выделить до одного миллиарда рублей. А на те деньги, которые высвободятся в местной казне, можно будет поднять зарплату. Взамен от субъектов потребуется работать еще более активно, в ускоренном режиме.

Такие привилегированные условия сотрудничества предъявят не всем регионам. У государственной казны просто средств на всех не хватит. Но, похоже, Чувашия почти уже в списках обладателей федеральных денег.

Это подтвердил М. Дмитриев во время визита в среднюю общеобразовательную школу поселка Опытный Цивильского района. Там состоялась видеоконференция с директорами школ, руководителями местных управлений образования, администраций районов и городов. В ней приняли участие свыше 400 человек. Интерактивный диалог между президентом центра и педагогами транслировался на всю республику.

Михаил Эгонович сначала обозначил ряд проблем, которые есть в образовании. Это ликвидация компьютерной безграмотности, освоение современных информационных технологий и переход на дистанционное обучение. Учителей это мало интересовало – как-никак компьютеры большинством освоены. Основная дискуссия развернулась вокруг увеличения зарплаты.

Президент «Центра стратегических разработок» заверил, что решить проблему как раз поможет участие в проекте. Загвоздка лишь в том, что не придумана еще оптимальная система оплаты труда. Противников нынешней, когда учитель получает деньги в зависимости от количества отработанных часов, предостаточно. “Чем больше часов берет на себя педагог, тем ниже качество обучения, — считает М. Дмитриев. – Идет искусственное раздувание учебных планов, перегрузка. Предлагаю поразмышлять над тем, по каким критериям нужно выплачивать вознаграждение”.

Директор чебоксарского лицея № 3 И. Полбенникова сначала попросила уточнить, кто будет определять базовую ставку зарплаты. Михаил Эгонович ответил, что местная власть сама станет назначать размер оклада. Но не это столь важно. Если республике удастся включиться в проект, то уже со следующего года значительно должна поменяться переменная часть зарплаты – надбавка.

Впрочем, в Чувашии она уже существует с 2002 года, когда все школы перешли на систему подушевого финансирования, по которой учебному заведению выделяются деньги в зависимости от числа учеников. Однако эти доплаты остаются мизерными – 150-250 рублей. Теперь же появится возможность отдавать педагогам больше. “Но по заслугам, — поддержала идею директор чебоксарской школы № 40 И. Яшина. – Надбавка должна зависеть от стажа, квалификации, результатов работы. А чтобы оценка была объективной, нужно включать в аттестационные комиссии представителей общественности”.

Так сколько же нужно для счастья учителю, спросил напоследок М. Дмитриев. Участники интерактивного диалога сошлись во мнении, что зарплата должна быть вдвое выше нынешней — 5-6 тысяч рублей. Сумма не такая уж и заоблачная. “Чувашии это будет по силам. Хотелось бы, чтобы ваша республика смогла продолжить работу при содействии федерального центра”, — подытожил президент.

И. СОЛОВЬЕВА.
КСТАТИ
М. Дмитриев поделился с журналистами своими впечатлениями о поездке. Он, в частности, отметил: «Проводить в Чувашии пилотные проекты по развитию образования и здравоохранения не только можно, но и приятно. Республика готова к этому, здесь многое уже сделано из того, чего во многих других регионах нет. Важно, что в Чувашии нет барьера недоверия между властями и гражданами. А он, к сожалению, существует во многих местах нашей страны. А если такое недоверие есть, то никакие пилотные проекты не помогут».

М. Дмитриев отметил, что в Чувашии институт врачей общей практики не профанация, как зачастую во многих регионах России. «Врач общей практики – это серьезное социальное явление, которое в Чувашии вызывает уважение пациентов», - сказал он. Отрадно и то, что в республике и ученики, и учителя не боятся компьютеров, это является серьезной базой для реализации новых проектов в сфере образования, подчеркнул президент фонда «Центр стратегических разработок».

 



"Советская Чувашия"
08 апреля 2006
00:00
Поделиться
;