ГЕКЗАМЕТРОМ ИЗМЕРИЛИ ГЛУБИНКУ
Свою работу в нашей республике завершила группа социологов аналитического центра Юрия Левады.
В течение двух лет на примере Чувашии, а также Воронежской и Самарской областей специалисты центра изучали социальные по-следствия реструктуризации сельских школ: проводили групповые интервью с педагогами, учениками и их родителями, анкетировали народ, организовывали тестирование. Окончательные итоги исследования Левада-центр обнародует в августе, но первые выводы уже сделаны.
По мнению экспертов Левада-центра, реформа сельского образования не стала навязанным сверху новшеством. Она органично вписалась в идущий в сельской глубинке процесс урбанизации. Конечно, нашлись у нового дела противники, главным образом взрослые люди. И не только учителя «малокомплекток», боящиеся остаться без работы. В штыки встретили реструктуризацию иные сельские чиновники: с закрытием школ они лишались в лице педагогов дармового административного ресурса.
Подрастающее же поколение к школьной «перестройке» отнеслось вполне лояльно. Учебу в современной и большой школе дети расценивали как хороший старт к будущей взрослой жизни. Причем многие видят эту жизнь вне родных мест: сельские школьники нацелены перебраться как минимум в райцентр, ребята из малых городов мечтают обосноваться в мегаполисах. Как вариант не исключается и заграница. Воспитанники Шумерлинского детского дома с гордостью рассказывали гостям из Москвы, что «пятеро ребят уехали жить в Америку, а один мальчик даже в Гарвард потом поступил». Но особо запомнился социологам праздник открытия модельной библиотеки в селе Ходары. На импровизированном концерте девочки-девятиклассницы без запинки читали стихи, написанные в стиле гомеровской «Илиады» и повествующие как о быте Древней Греции, так и о местных событиях. Автором поэтических виршей с безупречным гекзаметром оказалась школьная учительница литературы. По словам руководителя проекта Алексея Левинсона, этот факт впечатлил и порадовал его куда больше, чем наличие в сельских школах суперсовременных компьютеров. Потому как все же не техника главная; школа держится на учителе.