Министерство образования Чувашской Республики

В ЧЕМ ОШИБКА КРАСНОЙ ШАПОЧКИ?

Необычный урок чтения пройдет в апреле в нескольких школах республики. Вместо знакомых учебников на парты лягут книжки-тетрадки с яркими картинками и небольшими сказками и рассказами.
Прочитав их, ученики 4-х классов будут решать задания из этих же тетрадок: выбирать один ответ из нескольких вариантов, писать собственные ответы. Подобные уроки состоятся и в других регионах России, и во многих странах мира — в рамках сравнительного исследования грамотности чтения, проводимого международной ассоциацией по оценке учебных достижений.

Многие до сих пор считают: грамотность — это когда ученик способен прочитать текст, не путаясь в слогах и ударениях, а потом пересказать сюжет. Но ученые-педагоги оценивают грамотность чтения по иным меркам: главное, чтобы ребенок понял и осмыслил прочитанное и при необходимости смог потом знания с толком применить. Насколько по силам это 9–10-летним школьникам, и намерены выяснить составители тестов. И задания они подготовили соответствующие. Если бы в сборник включили, к примеру, известную сказку о Красной Шапочке, вопросы к ней выглядели бы приблизительно так: в чем была ошибка девочки? почему бабушка оказалась в опасной ситуации? и т. д.

— Компетентностный подход к тексту — не механически запомнить его, а осмыслить, взять все самое нужное – в наш насыщенный информацией век особо важен. И навыки эти не только ребенку, и взрослому человеку пригодятся, — говорит координатор международного проекта, директор республиканского центра новых образовательных технологий Галина Арзамасцева. — Кстати, с предложением принять участие в международном исследовании РIRLS организаторы вышли к нам не случайно. Знали — опыт по внедрению новых технологий в республике немалый, к подготовке и проведению тестирования люди подойдут ответственно. Участников же исследования представители ассоциации определяли сами: из всех наших школ по своей методике выбрали четыре. Это — школы села Порецкое и села Шемалаково Яльчикского района, чебоксарская школа № 17 и шумерлинская № 8: от каждой школы по одному классу.

— В международном исследовании грамотности чтения наша республика участвует впервые, — продолжает Галина Юрьевна. — Но опыт есть: до этого международную «проверку» учебных достижений проходили ученики 5–8-х классов. А в России подобные исследования проводили и среди девятиклассников — «экзаменовали» их по математике и естественным наукам. Анализируя итоги тех тестов, эксперты отметили: многие наши ребята сам предмет, может, и знали, но не сумели грамотно «прочитать» текст задания. Отчасти потому по результатам тестирования Россия оказалась лишь в третьей десятке.

Грядущие апрельские тесты для взрослых и в первую очередь педагогов — повод еще раз задуматься: чему все же учат детей в школе. Самим же ребятам тестирование напомнит, скорее, увлекательный внеклассный урок — двоек не будет, красивые книжки подарят на память. Возможно, пригодятся они для «тренировки» и родителям школяров, которых когда-то заставляли учить от сих до сих “Евгения Онегина” и помнить назубок даты Столетней войны.

 



"Советская Чувашия"
11 марта 2006
00:00
Поделиться
;