Министерство образования Чувашской Республики

ВСЯ ВЛАСТЬ ШКОЛЬНЫМ СОВЕТАМ

Ишлейской средней общеобразовательной школе Чебоксарского района по нынешним меркам везет. Прежде всего, с богатыми друзьями. В попечителях поселковой СОШ значатся руководители предприятий, организаций и различных учреждений, таких как Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры, местный кирпичный завод, райпо, поселковая администрация, “Вира Плюс”, “АвтоВАС”.

От щедрых рук меценатов школа за последние два года получила спортинвентарь, музыкальную аппаратуру, строительный материал и даже пассажирскую “Газель”. На спонсорские деньги был построен гараж для школьного автобуса и уличный туалет. Согласитесь, не каждому образовательному учреждению достаются такие подарки.

Директор Ишлейской СОШ Ю. Шляхин на властей нынче мало уповает. Все надежды на решение школьных проблем он связывает с попечительским и управляющим советами – своеобразными общественными органами управления. Идея эта не новая. В 1999 году вышел указ Президента России о создании таких советов. Помнится, в Чувашии в этом направлении работали активно. В срочном порядке в попечители стали записывать директоров предприятий, организаций, влиятельных структур, депутатов. Каким-то школам везло – на радость педагогов, у них были известные и богатые выпускники. А те, что носили скромный статус общей и находились в лесной глуши, только и мечтали о своем попечительском совете, который бы занимался в основном спонсорской помощью.

Но местные реформаторы образования решили пойти дальше. Школы республики, уже привыкшие к экспериментам и новшествам, теперь готовятся к новому проекту. В ряде общеобразовательных учреждений вводятся управляющие советы. Они должны взять на себя несколько иные, более обширные функции — определять программу развития школы, вести финансово-экономическую деятельность и контролировать условия обучения. В состав “управленцев”, кроме представителей власти, родителей и общественных деятелей, войдут и ученики.

Участвуют в проекте свыше десятка общеобразовательных заведений из Чебоксар, Ядрина, Канаша, Алатыря, Чебоксарского, Шумерлинского и других районов. Директора этих школ, научные руководители и представители органов управления образования собрались недавно на семинаре “Новые модели государственно-общественной системы управления образованием: поиск, проблемы, практика, перспективы”, чтобы научиться привлекать общественность к проблемам образования. Прошел он в чебоксарском муниципальном лицее № 1.

Мастер-класс преподала его директор Т. Николаева. Объяснять другим, как можно “подружить” семью и школу, ей не впервой. Лицей – не новичок в экспериментах. Еще во времена своего создания в 1992 году это образовательное учреждение заявило о себе нескромно громко. Здесь и лучшие педагоги, кандидаты наук и учителя высшей категории, и дифференцированная система обучения, спецкурсы, научная работа с 8-го по 11-й классы. Социальный заказ родителей сделать из ребенка умницу, способного успешно реализовать себя в жизни, лицейские педагоги выполняли с блеском.

Естественно, работа требовала затрат. Тогда в 1995 году был создан Благотворительный фонд образования Ленинского района. На тот момент он выполнял функцию попечителя. Родители перечисляли на счет энную сумму денег. Тратились они на хозяйственные нужды, проезд учащихся на различные конкурсы, курсы повышения квалификации педагогов, поощрения. Исполнительным директором фонда стал один из родителей учеников В. Тазенов.

Подобная работа освободила директора лицея от многих хлопот. Ведь, по сути, нынешние руководители школ вынуждены заниматься хозяйственными вопросами, а про воспитательную и образовательную функцию они, увы, стали забывать. Так почему бы не перенять пример хорошей дружбы между родителями, бизнесменами, учениками и учителями?

Увы, такой вариант отношений пока не устраивает некоторых директоров. Не удается искоренить их диктаторский пыл. Ведь гораздо проще собирать деньги на различные ремонты или деликатно намекать родителям на то, что “неплохо было бы подкрасить, подклеить или что-то заменить”. Не надо отчитываться, бумаги оформлять и создавать какие-то советы. Но будут ли конкурентоспособными такие образовательные заведения в условиях реструктуризации, когда по всей республике закрываются неэффективные школы в пользу инновационных базовых? Ведь успешными будут лишь те, кто сможет работать открыто, мобильно и качественно.

 



"Советская Чувашия"
02 марта 2006
00:00
Поделиться
;