Министерство образования Чувашской Республики

ШКОЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Современный бюджет школы условно формируется из трех составляющих – поступлений из республиканского бюджета, перечислений из городской казны и, наконец, результатов работы попечительских советов и родительских комитетов. Деньгами с недавних пор распоряжаются директора образовательных учреждений. Что дает такая самостоятельность?   
Для начала надо бы упомянуть о введенном в прошлом году нормативно-подушевом финансировании школ. Суть его проста: на обучение каждого школьника из бюджета республики выделяется определенная сумма. В этом году она равняется 5897 рублям в год. Несомненно довольны подушевым распределением средств администрации укомплектованных школ, где обучается свыше тысячи воспитанников. "Чем больше учащихся, тем больше выделяется средств", – подтверждает и Ким Васильев, директор 41-й школы (здесь получают знания около тысячи двухсот мальчишек и девчонок).

Однако при таком раскладе не назовешь стабильным финансовое положение малокомплектных школ в поселках Сосновка и Восточный. "Их мы поддерживаем специальными поправочными коэффициентами", – объясняет Елена Чадкова, заместитель начальника городского управления образования. Выручают коэффициенты и школы, в которых обучаются только старшеклассники или младшеклассники. 2-й лицей, например, посещают лишь 560 подростков. "Было бы замечательно, если бы число наших воспитанников было на порядок выше. Но здание рассчитано всего на 600 детей", – объясняет директор Татьяна Петрова.

Деньги из республиканского бюджета направляются на заработную плату преподавателям. И только семь процентов из них идут на частичное "возмещение материальных затрат, связанных с образовательным процессом". Директор вправе решить, какая покупка для школы важнее: учебно-наглядное пособие или оплата услуг связи за подключение к Интернету. Главное, не выйти за рамки перечня, составленного на государственном уровне.

Следующий вид поступлений – из городского бюджета. Эти средства расходуются уже по другому назначению: на коммунальные услуги, приобретение необходимой мебели, питание детей (сегодня школа в день тратит на одного ученика 22 рубля: 7 рублей – завтрак, 15 рублей – обед), капитальный и текущий ремонты и т.д. Кстати, ремонт для многих образовательных учреждений – одна из основных проблем. Суммы для каждой школы получаются разными, поскольку определяются исходя из объема работ, износа здания, а также количества обучаемых. "В этом году нам на ремонт перечислили всего пятьдесят тысяч. Вот и ломаем голову, что сделать в первую очередь", – признался Ким Леонидович. Несмотря на то, что 2-му лицею "досталось" больше (90 тысяч) здесь та же проблема. "Подрядчики прямо говорят, мол, на евроремонт не рассчитывайте", – прокомментировала Татьяна Васильевна.

Тем не менее "дальнозоркие" директора умеют успешно использовать поддержку города. Надо только все хорошенько и вовремя обдумать, подготовить убедительные аргументы и успеть "вписаться" в бюджет. В нынешнем году в 41-й школе запланировали открытие второго компьютерного класса. Мечта Кима Леонидовича – проводить в мультимедийном кабинете занятия по всем предметам, а не только по информатике. Директор заблаговременно написал заявку. И школе нынче выделят деньги. Правда, не на двенадцать компьютеров, как предполагалось ранее, а только на восемь. (Санитарные нормы не позволяют устанавливать в тесном кабинете большое количество "умных" машин.)

– В этом году на лицевой счет нашей школы в общей сложности поступит девять с половиной миллионов рублей. Кому-то сумма может показаться огромной. Но посудите сами. Около пяти миллионов – на зарплату. Еще минус полтора – на коммунальные услуги. Остальные средства нужно постараться распределить так, чтобы хватило до следующего года, – раскладывает дебет-кредит Ким Леонидович.

Пополняется школьный бюджет и с помощью родительских средств. По словам директора 2-го лицея, без этого источника они не смогли бы приличный ремонт провести. Ким Васильев тоже не отрицает факта родительской помощи: "Мамы и папы решили, что школе нужна охрана и периодические издания. Теперь сообща оплачивают "удовольствия". Выходит не более двадцати рублей в месяц".

А еще Ким Леонидович с ностальгией вспоминает времена, когда над школами шефствовали заводы и фабрики. И материально поддерживали, и в общих мероприятиях участвовали, и с ребятами регулярно общались. Конечно, и сегодня время от времени появляются спонсоры (чаще из родителей-бизнесменов), набирают силу попечительские советы. Но хотелось бы, чтобы внимание к школе не было компанейщиной или частью очередного предвыборного марафона. Чем комфортней школе, тем спокойней обществу.

 



01 марта 2006
00:00
Поделиться
;