ЗАВИДНА УЧАСТЬ УЧАСТКОВЫХ, И КЛАССНО В ШКОЛЕ КЛАССНЫМ БЫТЬ
…Свою прибавку к жалованью на этой неделе получили и учителя. Вчера в Вурнарском, Козловском, Шемуршинском и других районах педагогам начали выдавать доплаты за классное руководство: кому тысячу рублей, кому — поменьше, с учетом числа учеников.
На следующей неделе январские доплаты должны получить и классные наставники Чебоксар, Цивильского, Мариинско-Посадского районов. Кстати, наряду с федеральными выплатами в большинстве районов и городов сохранили и местные надбавки за классное руководство: где по 60 рублей, где по 100, а в столице и все 300.
В целом раздача «классных» денег начата без споров и обид: людям понятно, кому и за что платят. Иное дело — с другой, куда более весомой «прибавкой»: в этом году более сотни наших учителей получат президентскую премию по сто тысяч рублей. В претендентах нехватки нет: заявки на премию уже подали свыше двухсот педагогов, в одних только Чебоксарах 90. Определяли кандидатов на общих школьных собраниях, прямым голосованием, чтоб был процесс максимально гласным и открытым. Но и при этой демократии не все шло гладко. В одной из чебоксарских школ на премию выдвинули единственную учительницу, а та тут же взяла самоотвод: не захотела в случае успеха ловить косые взгляды коллег. Зато отличился массовостью столичный лицей № 1 — подал заявки аж на семерых претендентов. «По сути, могло быть и больше, — говорит директор лицея Т. Николаева. — Посмотреть на условия выдвижения, так все наши учителя этой премии достойны».
Сама семерка кандидатов, впрочем, на большие деньги особых планов не строит и куда их потратить не думает — что говорить о «шкуре неубитого медведя»? Интересуют людей иные проблемы.
Как, к примеру, будут определять сотню счастливчиков? Только по бумагам? «Но разве ж они покажут, на что способен учитель? — недоумевал биолог Ярослав Лысенко. — И потом, у каждого педагога свой конек. Один силен в теории, другой — в практике, третий — в воспитательном процессе. Как это можно сопоставить? Или другой момент. Раздадут немногим эти премии, а у остальных учителей руки опустятся, интерес к работе пропадет: пусть, мол, самые лучшие и вкалывают». «Ну а сам-то ты разве руки опустишь? — вмешалась в разговор коллега. — Нет, если человек делу душой предан, — как работал, так и будет работать».
Поговорив о своем, насущном, все лицейские «выдвиженцы» дружно сошлись в том, что у врачей ситуация куда напряженнее. Никаких конкурсов, никаких отборов: людей в белых халатах взяли да поделили махом на две неравные категории. Лицейская учительница Юлия Лаврентьева вспомнила по случаю, как недавно ходила на прием к хирургу. Тот, прежде чем приступить к делу, долго ворчал на медсестер: только бумажки, мол, выписывают, а получать будут чуть ли не вдвое больше, чем он. И сразу успокоился, узнав, что его пациентка учительница: хоть и в меньшей степени, а все «коллега по несчастью».
Впрочем, и в педагогической среде есть люди, изначально обделенные. По условиям, претендовать на премию могут только школьные учителя, забытыми остались тысячи их коллег, преподающих в профучилищах, техникумах, вузах. А в самих школах за бортом оказался руководящий состав: директора и их заместители, завучи. Хотя многие из них и уроки ведут, и педагоги не самые худшие. Конечно, хорошее в целом дело задумали власти: надо было прибавить денег учителям и врачам. Но, похоже, опять сработал принцип «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Между тем главные страсти в школах еще впереди — обладатели президентских премий будут названы только в августе. Как их выберут? Предполагается, что оценят кандидатов по балльной системе: от одного до пяти баллов поставят за использование на уроках современных педагогических наработок и владение компьютером, за учеников — призеров олимпиад, за высокие баллы по ЕГЭ и так далее. Впрочем, это пока лишь проект, и обсудить его еще предстоит всем миром. И не только педагогическим. Но, увы, и при самой идеальной схеме отбора недовольные будут. Даже конкурс «Учитель года» редко проходит без обид, а тут на кону — огромные, по учительским меркам, суммы. И потому уже сейчас впору подумать, как сделать выборы лучших максимально открытыми, убрать сомнения: этот мол, учитель в приятелях у председателя комиссии, а за того важный человек замолвил словечко.
«А еще очень важно, чтобы премии эти были не разовой акцией, на год-два, — говорит преподаватель лицея Надежда Клинк. — Тогда у всех педагогов будет стимул подтянуться, а лучшие уверятся: нынче премию не дали, так в следующий раз не обойдут».
Да, года нам явно не хватит: хороших учителей в республике, слава богу, не одна сотня.