10:15 Ключ к повышению конкурентоспособности вузов - в систематическом отслеживании карьер своих выпускников
В Чувашском государственном университете состоялось первое на территории Поволжья комплексное исследование сферы взаимодействия образования и рынка труда.
Агентство «РейтОР» впервые представило рейтинги вузов Приволжского федерального округа по критериям общественной оценки, распределив вузы в приоритетных направлениях подготовки: машиностроение, энергетика, телекоммуникации и связь, менеджмент и экономика, газ и нефтехимия. В ходе исследования собрана актуальная информация по отраслевым портретам специалистов.
Результаты исследования основаны на применении уникального методического аппарата общественной оценки качества образования. Основным критерием общественной оценки обоснован профессиональный потенциал выпускников, по которому построены интегральные рейтинги. В качестве критериев второго порядка рассмотрены профессиональная подготовка выпускника, адаптивность выпускника, общественная значимость вуза. Окружными лидерами стали вузы Самары, Пензы, Уфы. Интересен критерий - региональный потенциал вуза. По нему Чувашский государственный университет, что примечательно, занимает сильные позиции и является привлекательным для абитуриентов из других регионов.
Мнения региональных лидеров образования, бизнеса, власти описывают специфику общественной оценки в ПФО:
1. Система общественной оценки в ПФО только начинает складываться. В ее основе доминирует оценка работодателей.
2. Критерии оценки выпускников одинаковы у работодателей, вузовского сообщества и самих выпускников. Однако, значимость их различна для каждой целевой группы.
3. В ПФО отсутствуют конкурентный рынок труда молодых специалистов и конкуренция между вузами.
4. В условиях отсутствия межвузовской конкуренции отмечен переход вузов ПФО в категорию местных и сокращение числа вузов с федеральным и региональным статусами.
Классические университеты в столицах регионов утрачивают свой региональный потенциал.
5. Профессиональные знания и навыки выпускников как результат деятельности вузов работодатели оценивают во вторую очередь. Для них наиболее важны личные качества (особенно обучаемость и трудоспособность), но их вузы практически не формируют.
В таких условиях необходимо усиление роли государственной власти и экспертов в сближении рынка труда и образования. Ключ к повышению конкурентоспособности вузов - в систематическом отслеживании карьер своих выпускников. Выпускникам же не следует надеяться только на свои личные качества при трудоустройстве: для работодателей профильные знания по-прежнему важны, хоть и уступают личным характеристикам.
Система общественной оценки является дополнением к официальным рейтингам Минобрнауки России и в большей мере ориентирована на потребности целевых групп (работодателей, вузов, выпускников). При нарастании демографического спада общественные оценки помогут вузам оценить себя и свои конкурентные преимущества.
Информационную базу для ранжирования составило социологическое исследование «Система общественных оценок профессиональных качеств выпускников вузов как претендентов на рынке труда», охватившее 52 вуза в 19 городах ПФО. В анкетировании приняли участие более 800 работодателей, около 600 преподавателей выпускающих кафедр и более 3100 старшекурсников. Глубинные интервью проведены с 26 руководителями вузов, 32 руководителями предприятий крупного и среднего бизнеса, 12 представителями власти, курирующими вопросы молодежной политики и занятости.