Министерство образования Чувашской Республики

УЧИТЕЛЯ СТАНУТ БОГАЧЕ?

Если сами того захотят


Негодование учителей по поводу низкой заработной платы, похоже, скоро прекратится. Не получится винить в скупости государство. Чтобы хорошо жить, придется поднатужиться самим педагогам. Получать деньги за свой труд надо соразмерно результатам. А стимул для этого будет.
Правительство Российской Федерации приступило к реализации масштабного национального проекта в образовании. Он направлен на государственную поддержку талантливых учителей, вузов и школ, активно внедряющих инновационные программы, развитие  передовых технологий обучения, системы профессиональной подготовки в армии, создание новых университетских центров.
Конечно, многое из того, что московские чиновники только собираются сделать по всей стране, уже несколько лет реализуется у нас в республике. Лучшие школы и так не обижены вниманием – их директора, наверное, уже устали от многочисленных визитов всевозможных гостей, прибывающих посмотреть на передовой опыт. Таких общеобразовательных заведений в Чувашии 51 – все они получают деньги из средств займа Международного банка реконструкции и развития. И прогрессивные учителя у нас ценятся –  им выдаются премии по 5 тысяч рублей. Развиваются современные технологии обучения. Свыше 80 проц. школ имеют доступ к Интернету, установлено 133 спутниковые тарелки.
Вроде бы, и так хорошо живем. А обещают еще лучше. Вот что удалось узнать из беседы с министром образования и молодежной политики Чувашии Г. Черновой.


Грант не за должность, а за призвание


Со следующего года 10 тысяч учителей страны (в республике примерно сто) будут получать общефедеральные премии – по 100 тысяч рублей каждый. Нынче конкурс отберет 112 лучших педагогов. Но деньги придется заслужить. Критерии, по которым будут определяться грантополучатели, строгие. Это - участие в инновациях, использование новых образовательных технологий, победы учеников на олимпиадах, соревнованиях, распространение собственного опыта (публикации работ), участие в педагогических конкурсах, наконец, умение пользоваться электронными ресурсами.
Последнее немаловажно, говорит Галина Петровна. Учитель должен быть современным. Но у многих остается проблема – боязнь перед компьютером. Преодолеть страх помогало министерство – нынче организовало учителям покупку “умных машин” на очень льготных условиях. Увы, только 135 педагогов из 15 тысяч 540, работающих в республике, воспользовались случаем и приобрели технику домой. Те немногочисленные энтузиасты, которые хотят развиваться, интересоваться, идти в ногу со временем, не замыкаясь лишь на школьных тетрадках и домашних хлопотах.
Конечно, при распределении грантов не избежать неоднозначных оценок, может быть, даже зависти со стороны коллег. Но пенять придется только на себя - возможность проявиться в лучшем свете будет у всех.
Каждому за способности
С будущего года планируется ввести доплаты всем, кто ведет классное руководство. Впрочем, они есть и сейчас – от 60 до 150 рублей в месяц, в зависимости от количества детей. Но получающие такие “копейки”, откровенно говоря, отвечают сейчас не за воспитание своих подопечных, а во многих случаях служат лишь сборщиками денег за питание и дополнительные занятия.
При таком финансовом раскладе многого с “классных” не спросишь. А теперь повод будет. С 2006 года ожидается надбавка. Расчет прост – если в классе свыше 25 человек, то руководителю будут доплачивать тысячу рублей, если меньше 25-и, соответственно, размеры денежных премий снизятся.
Всем одинаково платить нельзя, считает министр. Это не стимулирует работу. Нужно уйти от оплаты за часы – заработок должен зависеть от работы в целом.
Но сложная эта профессия – учитель. Определить результат труда по времени, количеству и даже качеству очень сложно. Разрабатывалось множество проектов по изменению системы. Специалисты пытались разделить предметы на четыре сорта и учредить соответствующее ежемесячное вознаграждение. Не трудно догадаться, что в четвертую категорию попали физкультура, труд, изобразительное искусство. Многие были недовольны. Ведь финансовых затрат у этих педагогов как раз больше – физруку нужна обувь, которая постоянно снашивается, учителю рисования – кисти, краски, которых не хватает в школах. Список можно продолжить.
Так что новой, устраивающей всех, единой системы оплаты труда пока нет. В ближайшие годы рассчитываться с учителями будут по прежней схеме, поэтапно увеличивая оклады. Кстати, очередное повышение ожидает педагогов весной 2006 года.


“ЕГЭ” для педагогов


Грандиозные правительственные планы, потребующие огромных денежных затрат, ко многому обяжут учителей. И, прежде всего, к тому, чтобы действительно соответствовать статусу педагога.
С этого года в рамках реализации национальных проектов начинается эксперимент по введению новых форм аттестации педагогических и руководящих кадров. Напомним, учителя повышали свои категории в следующем порядке: 2-я категория, которую присуждала комиссия образовательного учреждения, 1-я – ее давали муниципальные органы образования и высшая – это прерогатива министерства. Для чего это делалось? Дело в том, что с повышением категорий, увеличивался разряд, а разница между последними в оплате составляет 500 рублей.
Теперь учительские экзамены будут проходить в Чебоксарах в три этапа. Первый – компьютерное тестирование. Для желающих получить первую и вторую категории – пока необязательно, кто хочет идти на высшую – строго необходимо. В течение часа монитор будет выводить учителям вопросы: 25 – по специальности, по пять – по педагогике, психологии и валеологии. Всего 40 заданий, на каждый даются 4-5 вариантов ответов. Как и в школьном ЕГЭ, результаты будут измеряться по 100-балльной шкале.
Первое тестирование состоится уже в эту субботу. На экзамен прибудут физики, математики, физкультурники, биологи. Аттестация завершится 28 ноября. В министерстве заверили, бояться не стоит. Скорее всего, на этот раз проверку знаний выдержат все, так как еще нет четких критериев, что такое “плохо”, “хорошо” и “отлично”. Шкала определится после эксперимента.
Второй этап – тоже на выбор. Либо презентация методического портфолио учителя (набор сертифицированных, официально зарегистрированных личных достижений  и его учеников) или защита составленного педагогического проекта ( для 2-й категории) и уже реализованного (для 1-й и высшей категорий). Третий этап без изменений – посещения экспертными группами уроков, внеурочных мероприятий, анализ контрольных работ.


Всем сестрам по серьгам?


В успехах будут заинтересованы не только учителя, но и сами школы. Чем больше в их стенах профессионалов, тем выше качество образования. А это главный критерий при отборе на еще один общефедеральный грант. Один миллион рублей получит та школа, которая активно внедряет инновационные программы. В следующем году такую большую сумму готовы выплатить 33 общеобразовательным учреждениям Чувашии.
Похоже, власти намерены серьезно поддержать образование. Но на этот раз помощь ожидается не по принципу “всем сестрам по серьгам”. Давно пора понять, что обучение тоже стало своеобразным рынком услуг. На нем должен работать и процветать талантливый и знающий дело педагог. И можно надеяться, что новые порядки в школах, наконец, искоренят закостенелое сознание некоторых учителей, что при ничтожных усилиях можно будет жаловаться и требовать достойную зарплату. Никто никому ничего не должен. Возможности есть – берись и делай.

 



"Советская Чувашия"
17 ноября 2005
00:00
Поделиться
;