Будущая карьера в профиль и анфас
С будущего года все школы республики перейдут на профильное обучение.
Россия будет думать о таком повороте в образовании еще два года. А Чувашия уже третий год экспериментирует с планированием карьеры в старших классах.
В республике уже половина школьников занимается по программам «профиля». Умные дети без запинки произносят слова «элективные курсы», что означает обязательные для посещения в выбранном направлении. И знают, что такое ресурсный центр. Но большими успехами, если считать за них процент поступлений в вузы, могут пока похвастаться немногие профильные школы. К тому же наш блиц-опрос родителей показал, что для своих детей те скорее предпочтут классическое образование. Потому что боятся ошибки в выборе направления. Одна из продвинутых мам и вовсе заявила корреспонденту «АиФ-Чувашия», что в США, например, от профильного обучения уже отказываются — далеко не все могут определиться в выборе к 14 годам, а академическое образование всегда пригодится. Девятиклассники из обычных школ тоже не высказывали особого энтузиазма рвануть в профильные школы, опасаясь дополнительных трудностей.
Однако в самих профильных школах все выглядит довольно гармонично. По крайней мере в тех, где уже готовы делиться опытом. И даже атмосфера в школьных коридорах более домашняя и респектабельная. Дети ухожены, приветливы, такие не пьют пиво на улицах, а после окончания школы обычно уезжают в престижные вузы мегаполисов. Например, в лицее № 2, где есть инженерное, юридическое, экономическое, педагогическое и даже медицинское направления, поступаемость в вузы зашкаливает за 90%, а по некоторым направлениям достигает идеала. Благодаря «профилю» ребята углубляются не только в выбранные предметы: с ними занимаются психологи, юристы и социологи, они учатся дебатировать, изучают рынок труда и собственный потенциал. Все это призвано оградить их от ошибки в выборе. Именно в этом лицее признались, что не видят ничего страшного, если в 10-м классе подросток изменит профиль обучения. Именно здесь образцовые ученицы считают, что «девушка-гуманитарий» — это набивший оскомину стереотип. Но бывшая школа № 22, известная в народе как ПШГ, политехническая школа-гимназия, практически всегда была показательным учебным заведением. Лицей давно сотрудничает с вузами, а преподаватели вузов просто работают здесь внештатниками. Так что профильное обучение здесь было практически всегда.
В школе № 40, что в новоюжном районе, тоже работают не новички в деле досконального изучения отдельных предметов. Директор Ирина Яшина считает, что главное в «профиле» — снятие учебных перегрузок. Ведь тщательно изучаются лишь предметы по выбранному направлению. К тому же у директора и педагогов появляется больше свободы в маневре изменения учебных планов, а детки учатся делать осознанный профессиональный выбор раньше достижения паспортного возраста и, главное, отвечать за этот выбор.
Однако даже в этих образцовых учреждениях с психологами, попечительскими советами и многочисленными кружками по интересам главной проблемой остается дефицит предметников высокого класса. За три года эксперимента наладить подготовку специалистов по экономике, юриспруденции или информатике для новых школьных нужд просто невозможно. Опытные директора изворачиваются как могут, привлекая спецов вовсе не учительскими зарплатами. Ирина Яшина, например, таким образом заимела в школе программиста, который кроме преподавания информатики занимается созданием школьного сайта и локальной сети. Во втором лицее к работе часто привлекаются бывшие ученики. Однако проблема кадров останется главной до тех пор, пока не изменится отношение к учительскому труду вообще. Так что «профиль» «профилем», но в анфас еще слишком очевидны старые наболевшие проблемы. Однако некоторых мам можно успокоить — кроме профильного обучения предусмотрена и возможность получения универсального образования.