Экспертиза учебников
В Министерстве образования и науки России продолжается работа по присвоению учебникам грифов "Допущено" и "Рекомендовано" Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования. Учебники, получившие данные грифы, будут включены в федеральный перечень учебников для общего образования.
Присвоение указанных грифов происходит по итогам экспертизы учебников. С 2005 года экспертиза проводится в соответствии с новым порядком. Приказом Минобрнауки № 107 "Об экспертизе учебников" было утверждено Положение о порядке проведения экспертизы (текст приказа можно найти на сайте Министерства www.mon.gov.ru в разделе Документы).
На экспертизу подаются учебники для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования. Каждый учебник проходит экспертизу на предмет соответствия современным научным представлениям и на предмет соответствия возрастным и психологическим особенностям обучающихся. В соответствии с новым порядком экспертиза проводится Российской академией наук и Российской академией образования.
В случае необходимости к экспертизе привлекаются иные экспертные организации, имеющие в своём штате специалистов соответствующего профиля и квалификации, обладающих опытом проведения экспертизы учебных и научных материалов. Например, учебники по предметам начальной школы могут быть направлены в Московский педагогический государственный университет или Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, учебники по ОБЖ в Московскую медицинскую академию им. И.М.Сеченова или Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Список данных организаций формируется Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России и утверждается Президиумом Федерального совета по учебникам.
По данным на начало октября 2005 года на экспертизу в экспертные организации поступило 240 учебников. По 130 учебникам экспертиза завершена. Из них только 78 учебников получили оба положительных заключения: и на предмет соответствия современным научным представлениям, и на предмет соответствия возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Наибольшее количество учебников, получивших положительные заключения экспертных организаций, относится к предметам начальной школы.
Учебник, получивший отрицательное экспертное заключение, может быть доработан и направлен на экспертизу только после устранения всех замечаний. Министр образования и науки России А.Фурсенко отметил: "Учебники не проходят экспертизу потому, что в них огромное количество ошибок, в ряде случаев грамматических. Речь не о вкусовщине, а о том, что учебники не удовлетворяют элементарным требованиям к учебной литературе".
Учебник, получивший оба положительных экспертных заключения, направляется в предметную секцию Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки России. В Федеральном совете 16 предметных секций, которые рассматривают заключения и принимают решения о соответствии учебников установленным требованиям.
На основании этих решений Департамент государственной политики в образовании оформляет присвоение учебникам грифов "Допущено" или "Рекомендовано" Министерством образования и науки Российской Федерации для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования. Гриф "Рекомендовано" может присваиваться учебнику, имеющему гриф "Допущено" ("Рекомендовано"), входящему в состав завершённой предметной линии учебников и использующемуся в образовательных учреждениях не менее чем семи субъектов РФ более трёх лет.
Вышеназванные грифы действительны в течение 5 лет с момента присвоения соответствующего грифа Департаментом государственной политики в образовании. Учебники, имеющие гриф "Допущено" или "Рекомендовано", включаются в федеральные перечни. Федеральный перечень учебников на 2006/2007 учебный год будет сформирован с учётом результатов проходящей сейчас экспертизы и утверждён до конца декабря 2005 года.