15:50 Опыт Чувашии оказался востребованным
21-24 сентября 2005 г. в г.Кисловодск Ставропольского края в рамках реализации проекта «Реформа системы образования» Национальный фонд подготовки кадров провел межрегиональную конференцию по теме «Итоги и перспективы распространения моделей нормативного (подушевого) финансирования образовательных учреждений в субъектах РФ». В работе конференции приняли участие руководители (министры, заместители министров), представители органов управления образованием, финансами, эксперты из 38 субъектов Центрального, Приволжского, Южного федеральных округов, а также представители Минфина, Минэкономразвития и Минобрнауки России, ведущих научных и учебных организаций страны, профессиональной общественности.
Пионерами внедрения новой системы подушевого финансирования, когда «деньги следуют за учащимися», в Российской Федерации стали Чувашская Республика, Самарская и Ярославская области.
В Чувашской Республике с 2001 года финансирование общеобразовательных школ республики осуществляется на основе нормативов бюджетного финансирования, утверждаемых ежегодно законом Чувашской Республики о республиканском бюджете в расчете на 1 учащегося по городу и селу. Особенности образовательных программ школ (гимназии, лицеи, коррекционное обучение, экстернат и др., а также масштабность школ) регулируются системой поправочных коэффициентов, утверждаемых Постановлением Кабинета Министров ежегодно. Особенностью модели нормативного финансирования образовательных учреждений Чувашской Республики является то, что в норматив включены два типа школьных расходов – обучение и содержание школы. Согласно Федеральному закону №123 с 1 января 2005 года на республиканском уровне утвержден норматив бюджетного финансирования на учебные расходы; нормативы на эксплуатационные расходы разрабатываются и утверждаются муниципальными образованиями. В величину республиканского норматива не включаются расходы на реализацию целевых программ, а также расходы социального характера, финансируемые из фонда субвенций и субсидий республиканского бюджета. Привлечение внебюджетных средств не влечет за собой снижения нормативов.
Важным элементом формирования эффективно-экономических механизмов является обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования. Если в 2003 году в школах республики насчитывалось 82 самостоятельных бухгалтерии, на 01 сентября 2005 года – 195 самостоятельных и 17 кустовых бухгалтерий.
В своем выступлении на августовской конференции педагогических работников Президент Н.В. Федоров подчеркнул, что Чувашская Республика отказалась от прежнего потребительского подхода финансирования образования, когда деньги раздавались по принципу уравниловки. Теперь деньги следуют за учеником. Причем наш принцип – прежде всего поддерживать тех, кто активно вкладывает средства в развитие образования на уровне муниципалитетов. У каждого руководителя – от главы администрации до рядового учителя – должна быть потребность создавать привлекательный, конкурентоспособный имидж образовательного учреждения.
Президент России В. Путин на встрече руководством страны поставил следующую задачу: «В течение 2006 года надо завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися». Опыт внедрения нормативного (подушевого) финансирования образовательных учреждений Чувашии оказался востребованным на федеральном уровне и в регионах. В июне – июле т.г. в республике побывали делегации из Кировской и Пермской областей.