Министерство образования Чувашской Республики

14:43 Процессу реструктуризации сети образовательных учреждений в Чувашии дали положительную оценку

Процесс реструктуризации  в Чувашии протекает  успешно,  к таким  выводам пришли руководители проекта «Мониторинг  социальных последствий реструктуризации сети образовательных учреждений».  На рабочей встрече, прошедшей в Чебоксарах в  Центре  новых образовательных технологий, руководитель проекта, руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-Центр»  А. Левинсон (Москва)   озвучил  итоги мониторинга, который проводил  «Левада-Центр» в образовательных учреждениях трех регионов, участвующих в проекте «Реформа системы образования», Самарской и Воронежской областях  и Чувашии. По словам Алексея Георгиевича, «концентрация  образовательных ресурсов в больших селах и активное использование  школьных автобусов позитивно  приняты основными участниками  образовательного процесса». Большинство из опрошенных жителей  Чувашии  не  согласны с тезисом «закроют школу – умрет село» и считают  главной причиной гибели  села - безработицу.
В рабочей встрече участвовали  координатор проекта от НФПК А. Великанова (Москва),  региональные эксперты проекта из Самарской и Воронежской областей и Чувашии, специалисты министерства, Чувашского республиканского фонда развития образования и Центра новых образовательных технологий.

Напомним, что  цель  проводимой в республике реструктуризации - создание такой модели современной школы, которая обеспечивала бы новое качество образования, равенство доступа к образовательным услугам для всех школьников независимо от их места проживания, а также эффективное использование всех ресурсов и оптимизация системы управления.
  С 2002 года в республике реструктурировано более 190 школ. Высвобожденные в  ходе реструктуризации  средства были направлены  на укрепление материальной базы учреждений образования и содержание 190 школьных автобусов.  Сегодня организован подвоз детей  в  школы из 277 населенных пунктов. В результате более 8,5 тыс. учащихся сельских школ получили доступ к более качественному образованию.
Реструктуризация сети общеобразовательных школ в республике идет по нескольким направлениям. На селе создаются базовые школы, социокультурные образовательные центры (под одной крышей объединяются учреждения культуры, спорта, образования и здравоохранения), открываются комплексы “школа-сад”. Все это дает возможность детям получить дополнительное образование, проявить свои творческие и интеллектуальные возможности, не выезжая за пределы родного села и, что не менее важно, позволяет значительно сэкономить финансовые и материально-технические ресурсы. В городской местности планируется  реализация двух моделей: создание самостоятельных школ-ступеней, включающих начальную, основную и старшую профильную школы (этот процесс уже начался), и центров образования, объединяющих учреждения общего, профессионального и дополнительного образования.
Реструктуризация оказала положительное влияние на развитие дошкольного образования, которое выиграло в результате освобождения помещений. Охват дошкольным образованием на селе  увеличился  почти в 2 раза. Это  позволяет  увеличить  охват  в возрасте от 6 до 7 лет предшкольным образованием.
То, что реструктуризация позволяет  реализовать одну из главных задач – повышение качества образования – подтверждают и результаты ЕГЭ. Анализ результатов  ЕГЭ на протяжении  четырех лет показал, самые низкие  оценки  неизменно  получают выпускники маленьких сельских школ. А результаты выпускников центральных сельских  и крупных школ особо не отличаются от городских. Если в первый год введения ЕГЭ (2001 г., до начала реструктуризации) число сельских школьников, поступивших в вузы, составляло 37,0%, то в 2004 году 42,4 % выпускников стали студентами различных вузов.
Есть  еще один  существенный  эффект  от реструктуризации сельских школ  - она влечет за собой решение комплекса социальных проблем на селе. Это  ремонт и строительство дорог, газификация,  решение вопросов качества  связи и др.
Оптимизация сети позволила решить еще одну «застарелую болезнь» сельского образования – ветхие здания с плохим отоплением. В 1994 году почти треть школ находилась  в аварийном состоянии. За это время построено 120 объектов образования, отвечающих  самым современным стандартам.



22 сентября 2005
00:00
Поделиться