Министерство образования Чувашской Республики

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ СО ШКОЛЫ

Нужны ли в детских садах, школах, техникумах и университетах попечительские и управляющие советы? Этот вопрос обсуждали на прошедшей в начале этой недели Республиканской конференции работников образования с участием руководителя Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки В. Болотов. “Ни в одном субъекте федерации на августовских совещаниях ни разу не звучало словосочетание “попечительские советы”, - сказал Виктор Александрович. – Вы мыслите правильно. Образование – не Мюнхгаузен, из болота себя за волосы вытащить не может. Участие людей в делах школы нужно”.

Первый шаг уже сделан – на конференции был создан Чувашский республиканский союз попечителей образования. Как он будет работать? Об этом размышляли педагоги на заседаниях по секциям.

А финальным аккордом всех мероприятий стало торжественное собрание, посвященное 80-летию создания государственной системы образования Чувашии. В театре оперы и балета собрались педагоги со всей республики, которых оказалось так много, что организаторам пришлось ограничить вход в зал даже тем, у кого на руках были пригласительные билеты, – их попросили занять места на балконе.

Поздравить педагогов с новым учебным годом приехали Президент Чувашии Н. Федоров, и.о. министра образования и молодежной политики республики Г. Чернова, ее коллега из Марий Эл Г. Швецова, заместитель декана факультета прикладной политологии Высшей школы экономики (кстати, выпускник Чувашского педагогического института) А. Гусев.

Гостям приезжать в республику, видимо, приятно. “Думается, мы что-то собой представляем, - сказал в приветственном слове Н. Федоров. – Наверное, мы интересны делами, способностями и возможностями, которые демонстрируем в сфере образования”. Слова Николая Васильевича поддержал В. Болотов: “Чувашия с самого начала реформ стала активным участником всех федеральных программ”.

Причем эксперименты проходили в условиях, когда даже высшие чиновники отраслевого ведомства России четко не представляли, что именно нужно менять в школах и вузах. Принципиально новый подход к развитию системы образования в Чувашии был изложен в 1996 году в президентской программе “Новая школа”. Образовательные учреждения нацелили на то, чтобы из мальчишек и девчонок сделать свободных, умных, конкурентоспособных людей, способных успешно жить и работать в новых рыночных условиях. Например, единый государственный экзамен (ЕГЭ) позволил увеличить доступность высшего профессионального образования для выпускников школ республики. Если в 2001 году (до ЕГЭ) в вузы поступало 34 процента из сельских школ, то с 2002 года – более 45 процентов. В 5 раз увеличилось количество ежегодно зачисляемых в самые престижные вузы России. Вот что сказал заместитель декана факультета прикладной политологии ВШЭ А. Гусев – в прошлом вице-губернатор Курской области: “Сравните: в нашем вузе обучаются 240 студентов из Чувашии, а из Курской области – всего 12. По-моему, комментарии здесь излишни”.

На торжественном собрании группе педагогов были вручены удостоверения о присуждении звания “Заслуженный работник образования Чувашской Республики”. А лучшим учителям 2005 года достались премии по 6 тысяч рублей – Г. Казаковой из гимназии № 4 г. Чебоксары, Т. Кузьминой из цивильской средней школы № 2, В. Ливанову из Чувашского республиканского лицея-интерната имени Г. Лебедева. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации за заслуги в области образования и многолетний плодотворный труд нагрудным знаком “Почетный работник общего образования Российской Федерации” отмечены несколько директоров и учителей школ республики.

Однако даже усилия талантливого педагога будут бесполезны, если ребят учить в старой деревянной школе, где нет компьютеров, спортзала и много чего еще. “Вспомните, еще к 1994 году почти треть школ находилась в аварийном состоянии, — сказал в своем выступлении Н. Федоров. — И с того времени в республике построено более 120 новых объектов образования, отвечающих самым современным стандартам. Всеобщая газификация республики избавила школы от вечного недуга — холода и заботы об угле и дровах. А всего за 4 года нам удалось оснастить школы 5 тысячами современных компьютеров, многочисленной иной цифровой техникой”.

В системе образования предстоит изменить многое. Например, сделать так, чтобы в детские сады не было очередей, а в школах — обмана и подтасовки результатов ЕГЭ. Чтобы вузовских преподавателей не подозревали во взятках, а дипломированных специалистов потом охотно брали на работу. “А главное, нужно помнить, — подчеркнул Президент, —что школа всегда должна быть источником духовности, творчества, а образование - основой личного успеха каждого человека”.

 


"Советская Чувашия"
01 сентября 2005
00:00
Поделиться
;