Министерство образования Чувашской Республики

17:17 Вышел в свет очередной выпуск научно-исследовательского сборника ЧГИГН «Проблемы художественной культуры Чувашии»

 

Художественная культура Чувашии: 20-е годы ХХ века

 

Вышел в свет очередной выпуск научно-исследовательского сборника ЧГИГН «Проблемы художественной культуры Чувашии». Он посвящен малоизученным проблемам культуры и искусства Чувашии 1920-х гг. В сборнике представлена хроника культурных событий того времени, исследования по искусствоведению, литературоведению, архитектуре, истории и философии культуры. Книга иллюстрирована фотографиями из архивов ЧГИГН и Управления архитектуры и градостроительства г. Чебоксары.

 

 В ходе подготовки издания возникла идея собрать разрозненные и разбросанные по разным источникам (в том числе и неопубликованным) данные в единый хронологический перечень событий этого десятилетия. Первый раздел «Художественная культура Чувашии 1920-х», таким образом, выполняет функцию введения, отвечающего на вопросы: что было, что (отчасти, и почему) появилось и развивалось или, наоборот, не получило развития.

Второй раздел сложился из статей, объединенных темой художественной культуры рассматриваемого периода. Попытка общей характеристики периода в свете его центральной проблемы — диалектики эволюционных и революционных процессов — предпринята М.Г. Кондратьевым в статье «Художественная культура Чувашии 1920-х: структура и эволюция». Статьи И.В. Даниловой «Ф.П. Павлов, С.М. Максимов: Творческая деятельность на пересечении идеологий» и Л.И. Бушуевой «“Национальная идея” в музыкальной культуре: венгеро-чувашские параллели начала ХХ века» анализируют деятельность и идеи Павлова и Максимова в области развития национального музыкального искусства, проводя параллели в русской и венгерской культурах. Иные контекстуальные срезы периода — социально-исторические — раскрывают в своих исследованиях В.Г. Харитонова («Общинное и индивидуальное сознание в культуре Чувашии 1920-х годов») и Р.В. Михайлова («Особенности духовности российского крестьянства в 20–30-е годы ХХ века»). Следующий «блок» статей сосредоточивает внимание на явлениях художественного творчества. В очерке Ю.В. Викторова «М.С. Спиридонов и консолидация сил профессиональных художников Чувашии» через деятельность Моисея Спиридонова освещается этап первоначального становления изобразительного искусства Чувашии. О творчестве представителя молодого поколения поэтов в этом периоде размышляет Ю.М. Артемьев в статье «Диалектика чувашского и универсального в поэтическом сознании П. Хузангая». Некоторые проблемы существования традиционной народной культуры освещены в работе Г.Б. Матвеева «Эволюция чувашского народного зодчества в 1920-е годы». Судьбу ценностей другой традиционной сферы культуры рассматривает А.И. Мордвинова в статье «Деятельность Комиссии по изъятию церковных ценностей в 1920-е гг. в Чувашии».

В информативном отношении не менее важным представляется третий раздел книги. Включенные в него материалы уникальны. Так, стенограмма заседания Государственной комиссии по просвещению 3 июля 1919 г. показывает драматизм ситуации с выработкой новой культурной политики властей. Полную картину состояния художественной культуры (за исключением ее традиционных фольклорных форм), какой она видится представителям властей в начале периода, можно себе представить, вчитываясь в «Доклад о фактической работе подотдела искусств Отдела по народному образованию Автономной Чувашской Области за 1920 год».

Отдельное место в книге (образуя ее четвертый раздел) занимает публикация рукописи А.И. Некрасова «Художественно-археологические памятники г. Чебоксар». Труд крупного отечественного ученого, ждавший публикации более семидесяти лет, сохраняет научную ценность и сегодня. Дополнением к его статье является впервые публикуемый аэрофотоснимок центральной части города 1926 года с комментариями современного специалиста.

 



12 июля 2005
00:00
Поделиться