ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ В чем опасность ранней специализации?
ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ
В чем опасность ранней специализации?
«Сегодня перед школой стоят две противоположные задачи. Родители хотят, чтобы школа развивала природные способности детей и готовила их к продолжению образования в конкретной области. Дети готовы половину предметов не учить, заниматься только тем, что нужно для поступления в вуз. Это востребовано, и это достигается только через специализированные профильные школы. Но в то же время в связи с тенденциями глобализации, информатизации, усиления конкуренции, необходимостью осваивать новые профессии, учиться и переучиваться в течение всей жизни человеку требуется широкое образование и многие практические навыки. Совместить эти цели крайне трудно. На мой взгляд, нужны разные школы…».
Галина Чернова,
министр образования
Республики Чувашии
«Школа берет на себя несвойственную ей функцию, становясь начальным курсом вуза».
Наталья Смакотина,
директор Центра социологических и
психологических технологий в образовании
«Профильные курсы – это, как правило, экстенсивное расширение школьного курса, направленное не на постижение сути предмета, а на детализацию его содержания. Например, на уроках биологии дети изучают большее количество всевозможных классов животных...»
Ирина Черкашина,
координатор Ассоциации
творческих педагогических мастерских юга России
«Когда мы открыли профильные классы, то увидели, что дети слишком часто ошибаются в выборе профиля. У меня была девочка: за 2 года обучения в старших классах 4 раза меняла профиль. Я решила отказаться от профильных классов и вынести весь школьный компонент по выбору за рамки уроков. Факультативы, курсы по выбору, кружки дают возможность детям учиться по индивидуальным учебным планам».
Людмила Денисенко,
директор школы № 22
г. Краснодар
“Школы крайне неохотно идут на контакты друг с другом, предпочитая всецело опираться на собственные силы. Это связано с традициями, с отсутствием опыта, иногда с конкретными проблемами: если дети будут учиться в разных школах, кто будет отвечать за жизнь ребенка, если ему надо сегодня из школы уйти на элективные курсы в другой образовательный центр?”
Олег Лебедев,
президент
Общественного института развития школы
Есть ли выход?
«Школьники неплохо знают структуру наук, но смутно представляют себе, в чем состоит специфика различных видов деятельности. Любая деятельность, в том числе учебная, предполагает освоение навыков, которым в школе не учат или учат стихийно: умение поддерживать состояние здоровья и работоспособность, умение вступать в контакт, вести переговоры и разрешать конфликты, умение знакомиться с технической и любой другой документацией...»
Игорь Соломин,
психолог
«Министерство предлагает вроде бы инновационные подходы, но в них нет целей, поставленных самими субъектами эксперимента: учениками, учителями, школами, родителями, работодателями, регионов. Потому-то они и уходят от идей модернизации».
Андрей Хуторской,
директор центра дистанционного образования «Эйдос»
«Поразительно, что профильное обучение все время подается, как специализация, предвузовская или даже предпрофессиональная подготовка. Постоянно обсуждаются вещи, которые не имеют отношения к детству: учебный материал, индивидуальные учебные планы... Тогда как речь должна идти о человеческих состояниях, о ситуации, в которой оказывается подросток. Раньше вопрос о персонифицированной ответственности человека, когда он своей жизнью отвечает за собственные поступки, возникал только при поступлении в вуз. Поступил – молодец, нет – социальный аутсайдер. Теперь же мы говорим: ребята, в 17 – поздно! Нельзя учиться выбирать в ситуации неотвратимых решений. Ребенку надо дать возможность пройти через ситуации выбора и проб раньше и в более мягких условиях, чтобы на выходе из школы у него уже был опыт принятия решений. В этом и состоит главная задача профильного обучения: педагогическое сопровождение процесса выбора».
Борис Хасан,
директор Института психологии