Министерство образования Чувашской Республики

ПОПЕЧИТЕЛЬ: И ПОМОЩНИК, И КОНТРОЛЕР

Предвидеть ответ нетрудно – образовательным учреждениям нынче не обойтись без добровольных взносов на ремонты, учебники, за факультативные занятия и прочее. Однако справедливо было бы, если и школы помогали бы своим подопечным достичь того уровня знаний, который позволит им нормально устроиться в жизни. Увы, на деле нередко оказывается по-иному.

Как родителям и бизнесменам управлять образованием.

В последние годы, например, в школах практикуются платные занятия. В чебоксарском лицее № 1 за дополнительную плату дети изучают французский язык, мировую художественную культуру, психологию. Один час здесь стоит 10 рублей. В 20-й школе деньги берут уже с начальных классов – открыта специальная группа развивающего обучения. Ребята занимаются в ней до вечера. Такая услуга обходится родительским кошелькам в 300 рублей в месяц. Ряд предметов, таких как эстетика, переведен на платную основу в школе № 61 (60 рублей за месяц обучения). Подобные «коммерческие» занятия есть почти во всех учебных заведениях. В будущем году, по словам директора одной из школ, их будет еще больше. Образовательным учреждениям придется зарабатывать самим.

Хотя нынешнее положение школ и тем более вузов в общем-то весьма удобное – брать деньги и о дальнейшей судьбе выпускников особо не беспокоиться. На недавней встрече с региональными журналистами министр образования и науки РФ А. Фурсенко подтвердил: «В 90-е годы государство фактически ушло из образовательной сферы, сохранив свое присутствие на уровне лозунгов. В итоге у большинства ребят, заканчивающих учебные заведения, отсутствуют практические навыки. Причина этого – неспособность учреждений гибко изменять содержание подготовки в соответствии с запросами рынка труда».

Как дело поправить? Один из вариантов – подключать общественность. Недавно в Чебоксары по приглашению республиканского Министерства образования приезжал ректор российского Института образовательной политики «Эврика» профессор Александр Адамский. Он провел серию встреч и семинаров с педагогами, представителями бизнеса и власти. Тема – развитие институтов общественного участия в управлении образованием. Попросту говоря, гость предлагал создать в республике союз попечителей - из муниципальных союзов в лице районных отделов образования и школьных попечительских советов.

Идея не нова. Еще в 1999 году правительство России утвердило положение о попечительских советах. Им предоставлялись большие полномочия: привлекать внебюджетные средства, контролировать их расходование, содействовать улучшению условий труда педагогов, совершенствовать материально-техническую базу и т. п. По сути, советам предлагалось взять на себя функции, которые иногда «забывают» выполнять учредители.

В нашей республике предложение приняли. За пять лет попечительскими советами обзавелись чуть больше половины школ Чувашии. Правда, создавали их кто во что горазд: одни переименовывали родительские комитеты, другие зазывали в попечители бывших учеников - ныне состоятельных предпринимателей. Нелегко в этом плане пришлось селу. «Сложно кого-то привлечь на помощь: богатых у нас немного, - говорит главный специалист управления образованием администрации Батыревского района В. Цветкова. – Есть вот один бизнесмен, у него магазины, автозаправка. Он бы мог дать немного денег. И в других районах попечителей по пальцам можно пересчитать».

Конечно, директора школ не против спонсоров, которые помогут деньгами. В учебные же дела посторонних не пускают, педагоги, мол, сами знают, как лучше их вести. Но ведь не получается лучше – к сельскому бизнесмену бывший ученик на работу скорее всего не пойдет, предпочтет уехать в город. Подумает-подумает попечитель, да и махнет рукой – зачем тратить деньги, если пользы ему от этого никакой?

Ректор Александр Адамский предлагает по-другому посмотреть на роль попечительских советов. Каждый представитель общественности или бизнеса может прийти в школу со своим проектом, идеями, планами и результатами, которые он хотел бы получить от работы педагогов. На это он выделяет средства и следит за их тратой.

Но есть у этой идеи и оборотная сторона. Вдруг «спонсору» захочется, например, чтобы в школе уменьшили часы по истории? Или придет какой-нибудь бизнесмен с идеей обучать детей основам буддизма или ислама? Всем ли понравится? Ведь образование у нас светское. По словам Адамского, этот момент они предусмотрели. Институт «Эврика» предлагает специальную программу для консультантов попечительских советов: их научат составлять проекты, которые могли бы состыковать планы спонсоров и учебных заведений.

Сложнее всего работать с высшей школой, говорит Александр Изотович. Те деньги, которые вузы сейчас зарабатывают, принимая контрактников, их вполне устраивают. По информации отдела науки и высшей школы Министерства образования Чувашии, только в государственных университетах и академии обучается свыше 36 тысяч студентов на контрактной основе. Это в полтора раза больше, чем тех, кто осваивает науки за бюджетные деньги. Что говорить о тех семи с половиной тысячах молодых людей, которые поступили в негосударственные вузы? Обучение там полностью «по договору». Так что деньги в образовании крутятся большие.

Вузы зарабатывают. А студенты-контрактники не диктуют ученому совету, как и чему учить за их же собственные деньги. С другой стороны, контроль общественности нужен именно здесь - на ответственном этапе получения высшего образования. А то как получается: выпускники вузов оказываются не у дел. Судьбами своих подопечных редко какой декан интересуется. Объективной статистики, скольким специалистам удалось трудоустроиться, нет. Выпустили университеты, что называется, их в свободное плавание и довольны. Между тем, по некоторым данным, в России почти половина молодых специалистов работает не «по диплому», а по некоторым профессиям эти цифры доходят до 70 процентов. По большому счету, это трагедия для юноши или девушки – отдать столько лет разным наукам, чтобы потом топтаться у порога биржи труда. Это потери и для государства – зачем финансировать образовательные учреждения, которые готовят невостребованных специалистов? Одно только утешает: пока вчерашние школьники как бы учатся в так называемых вузах, они вроде чем-то заняты. Это все же лучше, чем новоиспеченному выпускнику гонять собак по улицам. Ведь с трудоустройством большие проблемы.

После визита московского гостя наше министерство начало работать над проектом об общественных управляющих в школах и вузах. Нужен ли нам союз попечителей – этот вопрос теперь задают все: и учителя, и родители, и власти. Точного ответа нет. К тому же «добро» на запуск этой программы должен дать Президент республики. Только тогда можно начинать реальную работу: созывать съезды попечителей, обучать директоров и ректоров новым инновационным формам работы.

Но не проще ли будет нашим главам образовательных учреждений повнимательнее прислушиваться к запросам рынка труда? И самостоятельно корректировать обучение. Тогда ни бизнесменов, ни родителей от собственных проблем отвлекать не нужно. Каждый займется своим делом.



"Советская Чувашия"
05 февраля 2005
00:00
Поделиться