Министерство образования Чувашской Республики

Независимая оценка качества образования: государство и общество – общие задачи

Создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования является одним из приоритетных направлений развития образования. С этой целью в республике с 2001 года проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена, в ходе которого отрабатывается механизм создания  независимой системы оценки качества образования, включение общественности к управлению образованием и совмещение выпускных и вступительных экзаменов. Эксперимент усилил внимание общественности к системе образования. Имеющийся опыт ЕГЭ позволяет сделать определенные выводы о качестве оказываемых образовательных услуг общеобразовательными учреждениями, видеть их слабые и сильные стороны,  соответственно более адресно  строить систему повышения квалификации педагогических кадров. Так, сейчас необходимо научиться использовать результаты ЕГЭ в мониторинге развития системы образования и управлении процессами, происходящими в ней.
Кроме этого для мониторинга образовательных достижений пятнадцатилетних учащихся проводится международное сравнительное исследование PISA. Эта международная программа осуществляется ведущими научно-педагогическими  организациями разных стран мира. Исследование проводится раз в три года, так в 2000 году в нем участвовали 32 государства, в том числе учащиеся 15-летнего возраста России, а также Чувашской Республики. 
При этом главной целью ставили оценить, насколько получаемое детьми общее обязательное образование подготавливает их к активной жизнедеятельности в современном обществе. Также дополнительно изучается отношение подростков к обучению, влияние различных факторов на уровень их образовательных достижений. По программе PISA образовательная подготовка учащихся проверяется по трем направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественно-научная грамотность. В настоящее время опубликованы результаты международного сравнительного исследования. Итоги показали, что качество российского образования существенно отличается от качества образования за рубежом. Учащиеся нашей страны показали учебные достижения более низкого уровня, чем было наше представление о качестве российской школы. В подобном положении оказались и многие развитые страны. Одним из объяснений этих результатов является то, что традиционные подходы в образовании, рассчитанные на заучивание и освоение алгоритмов, не обеспечивают использование полученных знаний в практической деятельности.
Материалы по результатам международного сравнительного анализа  опубликованы в газете «Первое сентября» № 4 от 22 января 2005 года.
 Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики приглашает к широкому обсуждению результатов международного сравнительного исследования  всех заинтересованных жителей республики, педагогическое сообщество, учащихся и их родителей,  предлагает рассмотреть данный вопрос на педагогических советах и внести свои предложения  по  повышению качества образования школьников.
 Предложения по итогам обсуждения можно разместить на сайте министерства в гостевой книге (адрес: www.obrazov.cap.ru).



04 февраля 2005
00:00
Поделиться