Министерство образования Чувашской Республики

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации

На этой неделе  состоялось совещание Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко с руководителями региональных органов управления образованием. Совещание было посвящено обсуждению одобренных федеральным Правительством в декабре «Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации». С докладами выступили директор Департамента государственной политики в сфере образования Исаак Калина, директор Сводного департамента экономики и финансов Андрей Петров, руководители Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов.

И.Калина разъяснил, что «Приоритетные направления…» не пересматривают, но адаптируют Концепцию модернизации российского образования до 2010 года к сегодняшним условиям, учитывая мнение потребителей образовательных услуг (учащихся, родителей, работодателей) и реальный опыт преобразований. Востребованность обратной связи с региональными органами образования обусловлена их близостью к образовательным организациям, прямо затронутым модернизацией. Минобрнауки считает информационно-интеллектуальное сотрудничество с региональными специалистами и необходимым, и перспективным.
Главной организационной основой этого взаимодействия И.Калина назвал Федеральную целевую программу «Развитие образования». Основное внимание следует направить на выявление и решение проблем, стоящих на пути достижения поставленных целей. Предлагаемые шаги должны носить комплексный характер, включая, с одной стороны, концептуальное обоснование (проектно-аналитическое и научно-методическое) а, с другой – практические мероприятия (подбор кадров, апробацию, информирование о результатах, при необходимости материально-техническое и правовое обеспечение). Ресурсная база формируется с привлечением средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников. Эти ресурсы пойдут на стимулирование «точек роста», в которых возможен запуск механизмов самоорганизации и самофинансирования. Результаты должны быть измеримы и оцениваться по социально-экономическим показателям.
И.Калина сформулировал ряд стратегических задач, которые предстоит решить, двигаясь по приоритетным направлениям развития образовательной системы. Это улучшение содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления; совершенствование экономических и правовых механизмов; использование информатизации как действенного средства проведения системных изменений. Однако важнейшей задачей директор Департамента государственной политики в сфере образования полагает создание действующих моделей достижения принятых приоритетов. Для этого конкурсы предлагаемых проектов будут предваряться анализом готовности муниципальных и региональных образовательных систем к их воплощению. «Нельзя дискредитировать идеи попытками неподготовленной, авральной реализации», - заключил И.Калина.

А.Петров осветил формирование бюджетных расходов на образование 2005 года. Бюджетными ресурсами обеспечиваются цели и задачи, очерченные Концепцией модернизации образования. Помимо социально-экономического прогноза на 2005 год, аналитической базой служили доклад «О результатах и основных направлениях деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования» и мониторинг бюджетной сети. В ходе защиты бюджетных проектировок в Минфине удалось добиться существенного роста объемов финансирования таких приоритетных направлений как: господдержка студентов-очников (на 2,6 млрд. руб.), капитальный ремонт зданий образовательных учреждений (на 1,2 млрд.), приобретение оборудования (на 1,3 млрд.) и школьного спортинвентаря (на 0,4 млрд.), пополнение библиотечного фонда (на 0,5 млрд.), проведение олимпиад учащихся (на 150 млн.) и повышение квалификации преподавателей в вузах (на 125 млн.).
Одной из центральных тем доклада А.Петрова стал вопрос о передаче полномочий по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов РФ. Передача полномочий была определена во исполнении Федерального закона № 95-ФЗ от 4 июля 2003 года. В 2004 году финансовый аспект вопроса рассматривался на двух селекторных (в октябре и декабре) и на очном (в ноябре) совещаниях руководителей региональных органов управления образованием с участием представителей Минфина России. Тем не менее, не все регионы готовы реализовать положения, определенные Федеральным законом № 95-ФЗ. Особенно это касается финансирования передаваемых предметов совместного ведения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На других аспектах передачи 2536 учреждений НПО и 191 учреждения СПО в ведение субъектов РФ сосредоточил внимание участников совещания Г.Балыхин. По его мнению, для обеспечения эффективной работы переданных учреждений необходимо разработать региональные программы. Среди первоочередных вопросов – изучение рынка труда для прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах, реструктуризация сети передаваемых учреждений (например, организационное слияние их с сохранением территориальных филиалов или созданием новых филиалов на неохваченных территориях), их бесперебойное финансирование и повышение управляемости.
В выступлении В.Болотова были подняты некоторые проблемы, с которыми сталкиваются региональные органы управления образованием. Право аккредитации и аттестации образовательных учреждений за ними сохраняется, включая учреждения СПО федерального подчинения (с привлечением специалистов федеральной исполнительной власти). Но систему регламентации ждут серьезные изменения, и В.Болотов пригласил регионы принять участие в их обсуждении. Сотрудничество желательно также при запуске пилотных проектов в ходе формирования общероссийской системы оценки качества образования, но выбор регионов под эти проекты будет обусловлен наличием соответствующей инфраструктуры. Отдельное внимание В.Болотов уделил прослеживанию судеб детей, по разным причинам оказывающихся за пределами образовательной системы, напомнив о советском принципе «всеобуча».

Итог этих выступлений подвел Министр, отметив, в частности, принципиальную важность сохранения собственности в сфере образования при передаче учреждений НПО/СПО в ведение субъектов РФ. Он выразил уверенность, что региональные органы, лучше понимающие ситуацию на местах, приведут систему профессионального образования в согласие с потребностями экономики субъектов РФ. «Все регионы находятся в непростой ситуации, - подчеркнул А.Фурсенко, - трудности везде свои, тем не менее, проблемы и боли у нас общие. Это не инструктивное совещание, мы собрались посоветоваться и вместе найти решения, которые не противопоставляли бы федеральный уровень региональному, а систему управления образованием – образовательным учреждениям». Подобные совещания Министр предложил собирать регулярно – в начале года и перед августовским педсоветом, дополняя их встречами на уровне федеральных округов. А.Фурсенко пообещал, по меньшей мере, раз в год посетить каждый округ для встреч с руководителями органов образования.



21 января 2005
00:00
Поделиться