Министерство образования Чувашской Республики

ДОСТУПНОСТЬ ЗНАНИЙ ОПРЕДЕЛИТ КОШЕЛЕК

Устроить ребенка в детский сад становится все сложнее. Чебоксарка Татьяна, мама 4-летнего Максима, на горьком опыте убедилась – не успеешь записать свое чадо в ясли чуть ли не с рождения, придется нести в детсад “спонсорские” в конверте или сидеть с малышом дома самой. Обычное дело.

Маленькие дети - маленькие затраты, большие дети - большие затраты.

Дальше - школа. Чтобы поступить в первый класс, опять нужно заплатить - за учебники, ремонт, покупку оборудования и прочее. Прошлой осенью, например, с родителей первоклашек чебоксарской гимназии № 4 собирали по полторы тысячи рублей. Про вузы – подробности излишни. Примеров того, как ради студбилета горожане берут кредиты, продают машины, а сельчане сдают домашнюю живность, достаточно. Можно ли говорить в таком случае о равных возможностях получения образования?

Об этом рассказывал министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко на прошедшей в декабре пресс-конференции для региональных журналистов. Судя по его заявлениям, можно смело утверждать, что все реформы, которые затеваются в Москве, ведут именно к доступности качественных знаний. “Мы имели очень хорошую систему образования, - признает Андрей Александрович. – Она не провалена, а стала хуже. И надо сделать так, чтобы у людей появились новые возможности”.

Под новыми возможностями министр подразумевал, видимо, как раз те новшества, о которых в конце года заявлял на заседании правительства Российской Федерации. В их список, в частности, входит возрождение нулевых классов. Ведь подготовленность нынешних первоклашек разная: одни уже умеют читать и писать, другие только-только знакомятся с алфавитом. В “нулевке”, которую предполагается сделать платной, ребят подтянут до общего уровня.

Чувствуете разницу? Иной спросит: зачем, ведь существовали же в детсадах подготовительные группы, в которых давали необходимые знания? Но то было раньше. Сейчас дошкольных учреждений на всех не хватает. Однако смогут ли все желающие учиться в нулевом классе, зависит от толщины кошелька родителей. А это, увы, говорит не в пользу социального равенства и доступности образования.

Во-вторых, обучение в школе, как и планировалось, станет 12-летним. Но аттестаты о среднем образовании будут получать не все. После 9 класса педагоги должны порекомендовать, продолжить ли ребенку учебу в школе или отправиться в техникум или училище.

Коснутся преобразования и учебных программ. Заботясь о здоровье подрастающего поколения, составители новой концепции решили сократить на четверть список предметов. Предполагается, что останутся только главные, базовые дисциплины. Возможно, канут в Лету так называемые бесплатные факультативы – риторика, второй иностранный, музыка. Эти предметы ребята смогут изучать дополнительно – и тоже за отдельную плату. Впрочем, перечень “необязательных” уроков пока условный, официально он не утвержден. Кроме того, в целях разгрузки школярам добавят еще один выходной – обучение должно стать пятидневным. В ряде учебных заведений, напомним, пятидневка существует и сейчас, а вводить ее или нет, пока решают сами директора.

Больше всего изменений ожидается в системе высшей школы. В общем-то, об “уравниловке” в вузах говорил еще прежний министр В. Филиппов. Это в его концепции модернизации, рассчитанной до 2010 года, впервые появилось понятие ЕГЭ. Идея проведения единого экзамена нравится и нынешнему министру: “ЕГЭ позволяет, независимо от личных отношений с преподавателем, оценить знания абитуриентов. Это обеспечивает некое социальное равенство”.

К слову о равенстве. Известно, что после окончания школы выпускник выбирает – пойти ему в коммерческий вуз или государственный. Справедливо было бы, если ребенок состоятельных родителей отправился учиться за деньги, а не занимал бюджетные места. Просто потому, что папа с мамой могут позволить себе платить. А учитель, врач, уборщик не может отстегивать ежегодно пару десятков тысяч в кассу университета или академии. Но присмотритесь: дети из материально обеспеченных семей учатся в таких вузах, как ЧГУ, педуниверситет, еще более богатые уезжают в Москву в Высшую школу экономики, Финансовую академию. А отроки “нищих” бюджетников идут в платные филиалы разных сомнительных вузов.

Говоря о реформе высшего образования, А. Фурсенко привел любопытную статистику. В 2002 году число выпускников школ было равно количеству принятых в институты и университеты. В 2003-м – последняя цифра превысила первую аж на 200 тысяч человек. При этом 15-20 проц. дипломированных специалистов не могут найти работу.

Чиновники выводы сделали – через год число бюджетных мест будет сокращено, закроется часть высших учебных заведений. Свои заключения делают и обыватели – будут деньги, будет и образование. Торговаться в этом вопросе, похоже, станет неуместно. Между тем А. Фурсенко заявил, что “введение в России только платного высшего образования в обозримом будущем исключено. И в правительстве РФ такой вопрос не рассматривается”.

В любом случае на доработку всех планов время еще есть – как минимум, год. Думать придется каждому.

 


"Советская Чувашия"
18 января 2005
00:00
Поделиться
;