Министерство образования Чувашской Республики

17:40 Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе

2004 год в школах республики прошел под знаком активного оснащения учебных заведений компьютерной техникой и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В школы республики поступило около 2 тысяч современных компьютеров на сумму почти 48 млн. рублей.
Параллельно с оснащением школ компьютерной техникой продолжается подключение ее к всемирной сети Интернет - это одно из перспективных направлений развития будущего образования. Оно открывает новые возможности для педагогов, руководителей школ и учащихся, желающих получить дополнительное образование. Многообразие форм образовательных Интернет-ресурсов ориентировано на организацию курсов повышения квалификации и информационную поддержку педагогических кадров (например: Московский центр Федерации Интернет образования, Уральский центр FREEnet, портал «Учеба» и т.д.); дистанционное обучение учащихся с использованием ИКТ при центрах дистанционного обучения крупных ВУЗов России, на сайте которых каждый ученик, не выезжая из дома, может ознакомиться с условиями поступления, перечнем курсов, программами обучения, учебно-методическими материалами (например: проекты «Физикон», «Эйдос», «Телешкола», «Интернет-класс» и т.д.); выявление одаренных детей через проведение Интернет-олимпиад (например: проект «Умники и умницы», межрегиональная дистанционная олимпиада компании «Базовый элемент» и т.д.).
В этом году из республиканского бюджета было выделено 690 тысяч рублей на оказание телекоммуникационных услуг средним школам. 275 средних школ (65%) получили возможность работать в Интернете. В настоящее время в городах Новочебоксарск, Шумерля, Канаш, Алатырь все школы подключены к Интернет, в Чебоксарах 87 процентов.
Возможности Интернета учителя используют не только для получения дополнительной информации, но и для участия в различных проектах, конкурсах, что дает возможность привлекать дополнительные ресурсы для развития школы. Так, учительница английского языка Урмарской средней школы Тушинская Эльвира Анатольевна, участвуя в Российско-американском конкурсе, выиграла грант на 2200 долларов. Учитель русского языка и литературы Кудеихинской средней школы Порецкого района Кирилина Наталья Петровна, участвуя в Интернет-конкурсе журнала «Литература в школе» стала лауреатом. Библиотекарь Убеевской средней школы Красноармейского района участвуя во Всероссийском конкурсе «Библиобраз» завоевала грант на 640.0 тыс. рублей и таких примеров с каждым годом становится все больше.
Благодаря Интернету сельские школьники включаются в глобальный диалог со школьниками и преподавателями всего мира, при этом получают прекрасную языковую практику; становятся участниками или инициаторами проектов, семинаров. Такой опыт сотрудничества с Германией имеется в Траковской гимназии Красноармейского района.
Активное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс невозможно без грамотных, свободно владеющих навыком работы на компьютере учителей. По республике в настоящее время 37 процентов учителей могут работать на компьютере. Так, самый высокий показатель грамотности учителей в Красноармейском районе - 83 процента, Шумерлинском - 72 процента, Шемуршинском - 68 процентов. В то же время в Марпосадском (27%), Красночетайском (24%), Ибресинском (25%) районах, в г.Чебоксары - 22%. Поэтому проблема «компьютерной грамотности» педагогов выходит сегодня на первый план. Для ее решения делается немало. Так, в республике проходит акция «Компьютеры - учителям». 135 преподавателей смогли приобрести в кредит современные ПК. В районах разработана схема сетевого взаимодействия ресурсных центров с базовыми общеобразовательными учреждениями. Решаются вопросы обновления содержания методической работы с педагогическими и руководящими кадрами, обучение учителей применению новых информационных технологий в образовательном процессе. За последние два года более 50 процентов учителей республики прошли специализированные курсы и начали активно использовать ИКТ в преподавании предметов, проведении экспериментов, лабораторно-практических работ и контроле качества знаний учащихся. Так, например, учителя физики Ядринской национальной гимназии В.Иванов, Комсомольской средней школы В. Петров, Яншихово-Норвашской средней школы Янтиковского района В.Заплаткин, Кугесьского лицея Чебоксарского района А.Егоров, участвуя в Российско-Голландском проекте, разработали собственные учебные программы, методические рекомендации по использованию ИКТ, создали сайты, которые теперь используют учителя других школ республики.
Расширяется и область применения новых информационных технологий, уже стали традиционными предметные олимпиады по информатике, конкурсы на лучший сайт образовательного учреждения, командный конкурс по программированию. Впервые в этом году был проведен конкурс учителей на «Лучший урок с применением ИКТ». В нем участвовали 62 педагога из 14 районов республики. Первое место в номинации «Уроки с использованием электронных учебников, справочников, энциклопедий или ресурсов Интернет» (кроме учителей информатики) занял учитель истории Убеевской школы Красноармейского района Юрий Владимирович Федоров с разработкой урока «Первая мировая война». В номинации «Внеурочные занятия с детьми школьного возраста с использованием ресурсов Интернет, мультимедийных пособий, энциклопедий и справочников «Кирилла и Мефодия» победил учитель физики и информатики Чурачикской школы Цивильского района Анатолий Генрихович Лаврентьев с разработкой урока «Осень вокруг нас». В номинации «Профильное обучение информационным технологиям» (только учителя информатики) первое место присуждено учителю информатики алатырской гимназии № 6 Ивану Александровичу Новикову за урок «Вычисление коэффициента вязкости среды. Компьютерное моделирование».
983 учащихся 9-11 классов приняли участие в дистанционных предметных олимпиадах-2004 по русскому языку, физике, математике, биологии. Из них 478 человек вышли во второй тур.
В 2005 году компьютеризация школ республики продолжится.

 



28 декабря 2004
00:00
Поделиться