УЧИТЕЛЬ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ
“Вот уйдет наше поколение, и учить детей будет некому” – такие слова приходилось слышать иногда от учителей со стажем еще лет пять тому назад. Они жаловались, что государство не уделяет школе должного внимания, а профессия педагога давно перестала быть престижной. Сегодня на невнимание властей школам вроде бы грех жаловаться – их оснащают компьютерами и спортинвентарем, делят на начальные и базовые, подвозят к ним учеников на специальных автобусах. Финансирование образования стало самой крупной расходной статьей бюджета Чувашии. Да и квалификация педагогических кадров, судя по статистике, постоянно растет – в школах республики учителей с высшим образованием сегодня почти 92 проц., на три проц. больше, чем четыре года назад.
|
Но такой безоблачной картина выглядит только на первый взгляд. Из года в год растет количество работающих учителей-пенсионеров – в 2000 году их было 5,4 проц., сегодня – 7,9 проц. Почти половина педагогов – 44,3 проц. – отработали в школе больше двух десятилетий. Стаж менее 5 лет имеют всего 8,3 проц. учителей. В этом году в школы республики пришли лишь 63 молодых специалиста с высшим образованием и 9 – со средним. А ведь только Чувашский педагогический университет выпустил минувшей весной 649 дипломированных педагогов, обучавшихся очно и на бюджетные деньги. Их в республике готовят еще Чувашский госуниверситет и Чебоксар-ский филиал Московского государственного педагогического университета имени Шолохова.
Куда же деваются эти специалисты, если их нет в школах? Идут на биржу труда? По данным Департамента федеральной государственной службы занятости по Чувашии, число выпускников вузов, получивших статус безработных, растет. И наряду с юристами и экономистами, которых сегодня не готовит только ленивый, самые большие затруднения в поиске работы испытывают, оказывается, преподаватели различных специальностей и учителя начальных классов. Хотя о затруднениях здесь можно говорить весьма относительно – ведь потребность в педагогических кадрах на этот год составила 244 человека. Скорее всего, выпускники вузов просто не хотят идти в школу, пытаясь найти более привлекательную работу. И находят – в коммерческих фирмах, местных администрациях, где-то еще. Особенно много несостоявшихся педагогов, говорят, в органах МВД.
- К нам как раз сегодня приходил устраиваться на работу молодой человек, выпускник педуниверситета, - рассказывает С. Борисова, директор чебоксарской школы № 45. – А когда узнал про зарплату, глаза сразу потухли. Сказал, что должен подумать. Скорее всего, не вернется.
В школе, которую она возглавляет, с кадрами больших проблем нет – молодые преподаватели приходят сюда каждый год. Но не всегда задерживаются – как и повсюду в образовании, зарплата не устраивает. Пару лет назад, например, учитель-историк ушел в охранники на автостоянку – там больше платят. Остаются в основном молодые девушки, которые живут в городе с родителями на всем готовом. Правда, и с ними бывают проблемы – не могут найти общего языка с учениками. “Мы в свое время занимались спортом вместе со школьниками, жили их интересами, а нынешние студенты детей боятся. Вожатыми не работали, что ли?” – удивляется Светлана Федоровна. Школяры, в свою очередь, тоже относятся к начинающим преподавателям без особого почтения, считают их неудачниками, которые не смогли устроиться в жизни получше.
- Если бы учителям побольше платили, желающих стать ими, конечно, прибавилось бы, - считает начальник управления кадрами педуниверситета А. Иванова. - Сейчас выпускник вуза, пришедший в школу, получает 1220 рублей. На эти деньги нужно и питаться, и одеваться, и семью содержать. А как?
Низкие зарплаты – не единственная, но главная причина, из-за которой молодые люди не хотят идти в школу, считает Алевтина Васильевна. И грядущее повышение окладов бюджетников на четверть ничего, по сути, не изменит. Зачем работать за гроши, если бывшие студенты физмата, худграфа, иняза и других факультетов без труда могут устроиться в солидную фирму по “смежной” специальности? Выпускники факультета до-школьной педагогики и психологии, например, работают психологами, а две девушки недавно уехали в Москву – будут гувернантками.
От дефицита кадров школу сегодня спасает демографическая ситуация –детей в республике в последние годы стало меньше на 7 процентов. А еще то, что пожилые учителя не хотят оставлять свои рабочие места. Их можно понять – более-менее сносную зарплату педагог получает, только имея за плечами два-три десятилетия стажа. Но пенсионеры не могут работать бесконечно…
Нельзя сказать, что для закрепления молодежи в школе ничего не делается. Сельским учителям, к примеру, предоставляется отсрочка от армии, и многие парни активно этим пользуются. В том же педуниверситете сразу после нового года пятикурсникам предлагают заключить со школами договоры о трудоустройстве. Раньше, правда, с выпускниками встречались еще и заведующие районо, но в последнее время такие встречи почему-то сошли на нет. Зато теперь вузы практикуют целевую подготовку педагогов – по заявкам райадминистраций. Предполагается, что отучившись, молодой специалист вернется на малую родину. Но заставить такого “целевика” отдать долг родному району или взыскать потраченные на его подготовку государственные деньги будет непросто - процесс не совсем отработан с юридической точки зрения. Это в советские времена, когда существовало распределение, “уклонистов” без особых церемоний разыскивали с милицией и привлекали к ответственности.
Видят проблему и в Министерстве образования и молодежной политики Чувашии. В конце сентября на заседании республиканского координационного совета по модернизации и развитию образования министр Г. Чернова специально попросила ректоров вузов проанализировать, куда устраиваются на работу их выпускники. Если они не идут в школу, то кого мы тогда готовим в таком количестве? Менеджеров? Для экономики это, наверное, хорошо, а для школы – вряд ли. Можно, конечно, сказать, что это проблема федерального уровня, но и мы в силах что-то изменить, считает министр.
Но конструктивных предложений, как сделать профессию учителя привлекательной для молодых людей, она, к сожалению, не услышала. И неудивительно - по большому счету педагогическим вузам сегодня все равно, будут ли востребованы в школах их выпускники. План по приему студентов на бюджетной основе “спускает” Москва, деньги на их обучение поступают оттуда же. Пусть и о трудоустройстве дипломированных специалистов думают столичные чиновники. Рано или поздно до них дойдет, что учителей нельзя бесконечно держать “в черном теле”, и зарплату педагогам наконец повысят. Только много ли к тому времени будет в аудиториях студентов, которые поступили в вуз не для того, чтобы стать менеджером, а с мечтой “сеять разумное, доброе, вечное”?