Министерство образования Чувашской Республики

УЧИТЕЛЬ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ


“Вот уйдет наше поколение, и учить детей будет некому” – такие слова приходилось слышать иногда от учителей со стажем еще лет пять тому назад. Они жаловались, что государство не уделяет школе должного внимания, а профессия педагога давно перестала быть престижной. Сегодня на невнимание властей школам вроде бы грех жаловаться – их оснащают компьютерами и спортинвентарем, делят на начальные и базовые, подвозят к ним учеников на специальных автобусах. Финансирование образования стало самой крупной расходной статьей бюджета Чувашии. Да и квалификация педагогических кадров, судя по статистике, постоянно растет – в школах республики учителей с высшим образованием сегодня почти 92 проц., на три проц. больше, чем четыре года назад.

Уроки закончились, но только не для учителя.

Но такой безоблачной картина выглядит только на первый взгляд. Из года в год растет количество работающих учителей-пенсионеров – в 2000 году их было 5,4 проц., сегодня – 7,9 проц. Почти половина педагогов – 44,3 проц. – отработали в школе больше двух десятилетий. Стаж менее 5 лет имеют всего 8,3 проц. учителей. В этом году в школы республики пришли лишь 63 молодых специалиста с высшим образованием и 9 – со средним. А ведь только Чувашский педагогический университет выпустил минувшей весной 649 дипломированных педагогов, обучавшихся очно и на бюджетные деньги. Их в республике готовят еще Чувашский госуниверситет и Чебоксар-ский филиал Московского государственного педагогического университета имени Шолохова.

Куда же деваются эти специалисты, если их нет в школах? Идут на биржу труда? По данным Департамента федеральной государственной службы занятости по Чувашии, число выпускников вузов, получивших статус безработных, растет. И наряду с юристами и экономистами, которых сегодня не готовит только ленивый, самые большие затруднения в поиске работы испытывают, оказывается, преподаватели различных специальностей и учителя начальных классов. Хотя о затруднениях здесь можно говорить весьма относительно – ведь потребность в педагогических кадрах на этот год составила 244 человека. Скорее всего, выпускники вузов просто не хотят идти в школу, пытаясь найти более привлекательную работу. И находят – в коммерческих фирмах, местных администрациях, где-то еще. Особенно много несостоявшихся педагогов, говорят, в органах МВД.

- К нам как раз сегодня приходил устраиваться на работу молодой человек, выпускник педуниверситета, - рассказывает С. Борисова, директор чебоксарской школы № 45. – А когда узнал про зарплату, глаза сразу потухли. Сказал, что должен подумать. Скорее всего, не вернется.

В школе, которую она возглавляет, с кадрами больших проблем нет – молодые преподаватели приходят сюда каждый год. Но не всегда задерживаются – как и повсюду в образовании, зарплата не устраивает. Пару лет назад, например, учитель-историк ушел в охранники на автостоянку – там больше платят. Остаются в основном молодые девушки, которые живут в городе с родителями на всем готовом. Правда, и с ними бывают проблемы – не могут найти общего языка с учениками. “Мы в свое время занимались спортом вместе со школьниками, жили их интересами, а нынешние студенты детей боятся. Вожатыми не работали, что ли?” – удивляется Светлана Федоровна. Школяры, в свою очередь, тоже относятся к начинающим преподавателям без особого почтения, считают их неудачниками, которые не смогли устроиться в жизни получше.

- Если бы учителям побольше платили, желающих стать ими, конечно, прибавилось бы, - считает начальник управления кадрами педуниверситета А. Иванова. - Сейчас выпускник вуза, пришедший в школу, получает 1220 рублей. На эти деньги нужно и питаться, и одеваться, и семью содержать. А как?

Низкие зарплаты – не единственная, но главная причина, из-за которой молодые люди не хотят идти в школу, считает Алевтина Васильевна. И грядущее повышение окладов бюджетников на четверть ничего, по сути, не изменит. Зачем работать за гроши, если бывшие студенты физмата, худграфа, иняза и других факультетов без труда могут устроиться в солидную фирму по “смежной” специальности? Выпускники факультета до-школьной педагогики и психологии, например, работают психологами, а две девушки недавно уехали в Москву – будут гувернантками.

От дефицита кадров школу сегодня спасает демографическая ситуация –детей в республике в последние годы стало меньше на 7 процентов. А еще то, что пожилые учителя не хотят оставлять свои рабочие места. Их можно понять – более-менее сносную зарплату педагог получает, только имея за плечами два-три десятилетия стажа. Но пенсионеры не могут работать бесконечно…

Нельзя сказать, что для закрепления молодежи в школе ничего не делается. Сельским учителям, к примеру, предоставляется отсрочка от армии, и многие парни активно этим пользуются. В том же педуниверситете сразу после нового года пятикурсникам предлагают заключить со школами договоры о трудоустройстве. Раньше, правда, с выпускниками встречались еще и заведующие районо, но в последнее время такие встречи почему-то сошли на нет. Зато теперь вузы практикуют целевую подготовку педагогов – по заявкам райадминистраций. Предполагается, что отучившись, молодой специалист вернется на малую родину. Но заставить такого “целевика” отдать долг родному району или взыскать потраченные на его подготовку государственные деньги будет непросто - процесс не совсем отработан с юридической точки зрения. Это в советские времена, когда существовало распределение, “уклонистов” без особых церемоний разыскивали с милицией и привлекали к ответственности.

Видят проблему и в Министерстве образования и молодежной политики Чувашии. В конце сентября на заседании республиканского координационного совета по модернизации и развитию образования министр Г. Чернова специально попросила ректоров вузов проанализировать, куда устраиваются на работу их выпускники. Если они не идут в школу, то кого мы тогда готовим в таком количестве? Менеджеров? Для экономики это, наверное, хорошо, а для школы – вряд ли. Можно, конечно, сказать, что это проблема федерального уровня, но и мы в силах что-то изменить, считает министр.

Но конструктивных предложений, как сделать профессию учителя привлекательной для молодых людей, она, к сожалению, не услышала. И неудивительно - по большому счету педагогическим вузам сегодня все равно, будут ли востребованы в школах их выпускники. План по приему студентов на бюджетной основе “спускает” Москва, деньги на их обучение поступают оттуда же. Пусть и о трудоустройстве дипломированных специалистов думают столичные чиновники. Рано или поздно до них дойдет, что учителей нельзя бесконечно держать “в черном теле”, и зарплату педагогам наконец повысят. Только много ли к тому времени будет в аудиториях студентов, которые поступили в вуз не для того, чтобы стать менеджером, а с мечтой “сеять разумное, доброе, вечное”?

 


"Советская Чувашия"
01 декабря 2004
00:00
Поделиться
;