Министерство образования Чувашской Республики

ШКОЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ: ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ ДА ЛУЧШЕ


Нынешняя осень для родителей чебоксарских школьников выдалась не очень-то спокойной. С октября в нашу газету пошли звонки от пап и мам учеников 17, 19, 20-й школ… Всех интересовал один и тот же вопрос: правда ли, что их школу собираются реструктурировать, оставляя лишь начальные классы или - только старшие? И не лучше ли сразу перевести своих детей в другую школу?

Не только о компьютерной грамотности и хороших знаниях учеников должна позаботиться современная сельская школа, но и о здоровье ребят и об их досуге тоже. Не забывают об этом в Чуманкасинской средней школе Моргаушского района. На всю округу славится она своими спортивными секциями и судомодельным кружком, который ведет педагог И.Перлов.

- Да кому вообще нужна эта реструктуризация? - возмущалась одна из мам. – Работали школы и работают, зачем что-то перестраивать?

Ситуация, надо сказать, знакомая: три года назад под такой же «аккомпанемент» начиналась у нас реструктуризация сельских школ…

Главную цель новшества тогда обозначили так: сельским ребятишкам необходимо дать хорошие знания. В маленьких деревенских школах, где в классах сидело по 7-8 детей, а один учитель вел параллельно и математику, и физику, и географию, достичь этого было просто нереально. Кстати, против хорошего образования для дочек и сыновей никто из родителей не возражал. Тревожило их другое – как будет все организовано. Не выйдут ли из строя школьные автобусы, не помешают ли их движению заснеженные дороги и т. д.? Время оказалось лучшим аргументом. Конечно, отдельные нестыковки поначалу имелись. Но из-за занесенных снегом дорог поездки на уроки ни разу не срывались – трассы для школьных автобусов расчищались регулярно, а на случай поломки машин был создан парк резервных автобусов. Ну а когда следом за программой “Школьный автобус” в глубинке началось строительство новых дорог, а в базовые школы пришла современнейшая компьютерная техника, убеждать уже никого и не надо было: поток жалоб сельчан “на ненужную реструктуризацию” практически иссяк. А в некоторых районах – в Цивильском, Аликовском – родители сами проголосовали за дополнительные школьные перемены. После реструктуризации в их деревнях оставили лишь начальные классы, ребята же постарше каждый день отправлялись в базовую школу на новеньком автобусе. Посмотрев на такую картину, взрослые поставили вопрос: нельзя ли и остальных ребятишек возить вместе со старшеклассниками, пусть и они учатся в хорошей школе.

За минувшие годы реструктуризация затронула в общей сложности 136 сельских школ. Следом за сельской глубинкой настал черед городов: в 2003-2004 годах было преобразовано восемь школ в Чебоксарах, Алатыре и Шумерле. Перестройка проходила по-разному: где-то две школы объединили в одну, где-то вместо прежней средней школы создали основную. Надо сказать, процесс перемен не всегда шел тихо-мирно. В прошлом году, к примеру, после того, как лицей № 3 переселился из 27-й школы в 48-ю, в редакцию обратились возмущенные родители. Сетовали они на хозяйственных “лицеистов”, при переезде забравших с собой немалую долю школьного имущества: лабораторное оборудование, хорошую мебель и даже стенд из вестибюля. В этом году страсти разгорелись вокруг чебоксарской школы № 1, попавшей под неплановую реструктуризацию: школьное здание признали аварийным, а учебу в нем – небезопасной для детей. Шуму по поводу закрытия этой школы было немало. Но потом иные родители даже спасибо чиновникам говорили – благодаря реструктуризации их детям удалось попасть в престижные лицеи.

И все-таки остался вопрос: зачем нужна реструктуризация городским школам? Ведь их ученикам, в отличие от сельских, на дефицит качественного образования жаловаться грех. Но тут есть другие резоны. Во-первых, демография. Специалисты вывели формулу наибольшей эффективности учебного процесса: достигается она, если на одного педагога приходится не менее 15 учеников. А при нынешнем кризисе рождаемости соблюдать эту пропорцию удается не всегда. Во-вторых, из мирового опыта известно: учеба идет лучше, если малыши занимаются отдельно от старшеклассников. Кстати, практика такая существует во многих зарубежных странах – в Германии, в США. Ну и, наконец, сама “география” городских школ тоже на руку реструктуризации. В Чебоксарах, например, две-три школы частенько располагаются в считанных метрах друг от друга, иногда между ними даже и забора нет. И если одна из них станет начальной, а в другой откроют профильные классы для старшеклассников, далеко ездить на учебу ребятам не придется.

Но все эти проекты уже не сегодняшнего, скорее будущего дня: в этом учебном году никаких новых преобразований в чебоксарских школах не предвидится. Слухи о смене статуса иных учебных заведений были скорее всего своеобразным изучением родительского мнения (хотя можно было, наверное, изучить его и в более “мягком” варианте). А точка зрения родителей при реструктуризации обязательно должна учитываться. Равно как и другие факторы: насколько школа загружена, как успешно обучает она своих питомцев и т. д. Перемены ради одних только перемен затеваться у нас не будут.



"Советская Чувашия"
18 ноября 2004
00:00
Поделиться
;