Министерство образования Чувашской Республики

ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН: УРОКИ ЭКОНОМИКИ


Несколько месяцев назад вокруг единого экзамена снова разгорелись бурные споры. “ЕГЭ отменят” – прогнозировали одни эксперты. “ЕГЭ сохранят, но оставят и обычные школьные экзамены”– полагали другие. И вот на прошлой неделе на коллегии российского Министерства образования и науки решалась его судьба.

ЕГЭ – среъезная проверка для выпускника.

Участвовала в том заседании и министр образования и молодежной политики Чувашии Галина Чернова. А вернувшись, сообщила журналистам о главном вердикте коллегии: единому экзамену быть. Но, как и прежде, в статусе эксперимента: общими для всех он должен стать с 2008 года, а не с 2005-го, как намечалось ранее. В следующем году в эксперименте примут участие 78 регионов страны. Большинству из них оставляют свободу выбора: выпускники сами будут решать – сдавать им привычный школьный экзамен или писать тесты ЕГЭ. Пополнится и список вузов и техникумов, принимающих результаты единого экзамена. Как сказал на днях руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В. Болотов на встрече с главными редакторами региональных газет в информагентстве “Росбалт”, в следующем году в эксперименте будут участвовать 2 тысячи средних специальных учебных заведений и 1650 вузов страны – почти вдвое больше, чем в 2004 году.

Это – в целом по стране. А что у нас? Как сообщила на пресс-конференции Г. Чернова, в 2005 году по традиции обязательным будет единый экзамен по математике. Станет ли как в прошлом году общим для всех и ЕГЭ по русскому языку, пока не решено. Большую же часть школьных предметов ученики по-прежнему могут сдавать по выбору. При этом сохранится система “один балл в пользу ученика”: если, к примеру, за год по математике выпускник получил “четыре”, а единый экзамен сдал на “тройку”, в аттестат идет более высокая оценка.

На ЕГЭ наша республика пойдет уже в пятый раз. И вопрос, нужен ли этот экзамен как таковой, на повестке дня не стоит. Есть другой, не менее важный момент: что дает единый экзамен? Общие выводы знакомы: педагогам ЕГЭ помог выяснить реальное качество знаний учеников, выпускникам – упростил дорогу в вузы и т. д. Но каждый год приносит новые открытия. Оказалось, например, что с помощью ЕГЭ можно оценить не только работу образовательной отрасли, школы и отдельных педагогов, но даже качество учебников (такие данные собирали в республике в прошлом году по заказу из Москвы). А в этом году вывели у нас и любопытную статистику: “стоимость” одного балла ЕГЭ. Расчет был несложный: за основу взяли ежегодные затраты на одного ученика в городских и сельских школах, разделили их на средний балл ЕГЭ по русскому языку (в глубинке и в городе он, понятно, тоже разный). И получили в общем ожидаемый результат: в сельских школах “цена” балла в два раза выше, чем в городских (173 и 85 рублей соответственно). Цифры, конечно, условные. Но они – еще одно подтверждение тому, что перемены, идущие сейчас в сельских школах, не прихоть чиновников – реальная необходимость.

Наши школьные новшества – и реструктуризация, и единый экзамен – уже дают конкретные результаты. С каждым годом прибавляется число сельских школьников, ставших студентами вузов. И в лучших университетах страны наши ребята сейчас не редкие гости. Если в 2000 году в вузы других городов поступило 5,3 проц. выпускников республики, то в 2004-м – 18,6. Не всем, правда, эти достижения по душе. В противниках ЕГЭ оказался и ряд московских вузов (в том числе МГУ), и власти первопрестольной. Аргументы они приводят разные, но, как правило, умалчивают об одном из главных: с введением ЕГЭ у столичных школьников появились серьезные конкуренты. И примеры есть. В Санкт-Петербурге в этом году решились на смелый шаг – открыли для ЕГЭ все вузы города. В итоге в общей армии первокурсников почти 44 процента составили ребята из других городов.

Но и для регионов есть в ЕГЭ оборотная сторона: уедут учиться в столицу самые лучшие, самые талантливые и – не вернутся. Проблема немалая. И, как считает Г. Чернова, думать сейчас надо не о том, как удержать молодежь, а о том, как и чем привлечь ее обратно. Главные “козыри” здесь – интересная работа, хорошая зарплата, а еще – умелая агитация. Первые шаги сделаны. В Чувашии создан единый банк данных выпускников, поступивших в вузы других городов. А министерства республики проводят общие сборы руководителей местных предприятий и наших “москвичей”- студентов высшей школы экономики, университета печати. Тех, кто помладше, директора приглашают на практику, а старшекурсников – и на работу. И будем надеяться – пусть не все, но кто-нибудь да согласится.



"Советская Чувашия"
20 октября 2004
00:00
Поделиться
;