Министерство образования Чувашской Республики

ЕГЭ готов для перехода в «штатный» режим

Об этом заявил вчера на встрече с журналистами руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов. Соответствующее решение было принято на IV Всероссийском совещании по ЕГЭ, сообщил он.
Срок повсеместного перехода на ЕГЭ системы образования России – 2008 год. В 2005-2006 гг. апробация процедуры и технологии единого госэкзамена во всех субъектах РФ будет завершена, а с 2006 года начнется поэтапное введение ЕГЭ на всей территории страны с учетом мнения участников эксперимента, сообщил Виктор Болотов. Пока «штатный» режим ЕГЭ вводится только в 16 регионах, которые участвуют в эксперименте третий год, таким образом, ЕГЭ будет проходить в 83% школ.
По словам руководителя службы, заявления об участии в эксперименте по единому госэкзамену на 2005-2006 гг. написали 78 регионов. Продолжат работу и участники эксперимента прошлых лет.
Пока принцип добровольного включения в эксперимент сохраняется, а порядок участия в нем субъектов РФ определяется на основании согласованных решений органа исполнительной власти, коллегии органа управления образованием, совета ректоров вузов и совета директоров ссузов.
«На коллегии министерства отметили вклад единого госэкзамена в образование, но решили, что регионам нужно дать время на вхождение в эту систему», - сказал руководитель департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаак Калина.
В 2004 году по сравнению с предыдущим число участников--регионов увеличилось с 47 до 65, по числу выпускников – с 752 тысяч до 982 тысяч человек. Увеличился и перечень предметов, по которым регионы участвуют в ЕГЭ. Все общеобразовательные предметы в 2003 году по новой системе сдавали выпускники четырех регионов, в 2004 – восьми, в 2005 предполагается 14 регионов.
По словам Виктора Болотова, на коллегии обсуждались два главных вопроса: обязательность ЕГЭ в качестве итогового аттестационного испытания в школе и необходимость каких-либо дополнительных заданий в вузах.
Разработаны три основные модели итоговой аттестации школьников, сообщил Болотов. Первая модель предполагает, что в будущем вся итоговая аттестация – и обязательные, и добровольные предметы – проходит в форме ЕГЭ. По второй модели, обязательные дисциплины можно написать в форме единого экзамена, а второстепенные сдать в традиционной форме. Такая форма может помочь детям, которые изучали некоторые предметы по усеченной программе (например, ученикам спортшкол). Третья модель подойдет для школьников, которые решили не поступать в вуз, а устраиваться на работу. В этом случае выпускник сам выбирает предметы и форму отчетности.
После того, как ЕГЭ станет обязательным, систему «плюс один балл», при которой школьник, написавший единый экзамен на «двойку», получал в аттестат «три», будет отменена. «Если ребенок сам выбирает предмет, он должен знать его хорошо», - пояснил Виктор Болотов.
Больше всего споров на коллегии было по поводу принятия результатов единого экзамена вузами. В настоящее время 68% вузов принимают абитуриентов только по результатам ЕГЭ, сообщил Болотов. Но для тех вузов, которые в эксперименте меньше трех лет, рекомендуется пока сохранить лимит в 50% специальностей.
Руководитель службы сообщил, что уже есть предварительная информация о согласии МГУ им. М.В. Ломоносова признавать результаты единого экзамена по непрофильным дисциплинам. Что касается Москвы, то она будет участвовать в системе ЕГЭ наравне с другими регионами с 2005 года.
По словам Болотова, ректоры творческих и спортивных вузов тоже довольны системой ЕГЭ: сокращение числа очных вступительных экзаменов позволяет снизить расходы. В дополнение к ЕГЭ творческие и спортивные вузы могут дополнять конкурсные испытания собственными заданиями. «Единого экзамена по физкультуре не будет», - с улыбкой сообщил руководитель службы.
Возможно, дополнительные испытания разрешат проводить элитным вузам, куда подают заявления абитуриенты, набравшие 95 и больше баллов по ЕГЭ.
По настоянию ректоров вузов, льготы при поступлении, скорее всего, будут сохранены для победителей серьезных конкурсов (уровня «Шаг в будущее», который проводит МГТУ им. Н.Э. Баумана), всероссийских и региональных олимпиад.
Александр Викторов, председатель комитета по науке высшей школы Санкт-Петербурга, сообщил, что все школьники северной столицы сдавали в этом году обязательный ЕГЭ по русскому языку. «Мы оцениваем результаты экзамена положительно и считаем, что можно переходить в обязательный режим», - сказал Викторов. По его словам, в этом году, благодаря ЕГЭ, Санкт-Петербург получил как никогда большой приток хороших абитуриентов из регионов, на бюджетные места зачислено 44 процента.
Министр образования и молодежной политики Чувашской республики Галина Чернова сообщила, что в министерство постоянно поступают просьбы со стороны учеников, родителей и учителей о том, чтобы перевести ЕГЭ из разряда экспериментов в штатный режим. "ЕГЭ играет роль социального лифта, который позволяет многим выпускникам получить качественное бесплатное образование", сказала она. Кроме того, по мнению Черновой, система единого госэкзамена позволяет вести более жесткий учет и контроль средств, выделяемых на образование.
Руководитель департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки РФ Исаак Калина отметил, что ЕГЭ дает возможность установить нижнюю планку знаний абитуриентов, поскольку выяснилось, что почти 5% вузов принимают в студенты людей, имеющих двойку за школьную математику – набравших по единому экзамену 20 баллов. Некоторым высшим учебным заведениям пришлось даже пересматривать планы приема на определенные специальности.
Коллегия констатировала, что в системе ЕГЭ существуют проблемы, требующие решения. Это, прежде всего, качество КИМов; возможно, будут расширены задания, ориентированные на проверку общеучебных навыков и умений; процедура рассмотрения апелляций должна быть упрощена; следует опубликовать методики шкалирования результатов ЕГЭ, чтобы необоснованных апелляций стало меньше. Необходимо разработать и опробовать технологию сдачи единого госэкзамена для детей с ограниченными возможностями и  выпускников, проживающих на труднодоступных территориях и за границей. Кроме того, нужно расширить практику введения системы общественного наблюдения за проведением ЕГЭ, сказал Виктор Болотов.
Руководитель службы по надзору также сообщил, что при Министерстве образования и науки по поручению Андрея Фурсенко будет создан общественный совет, который займется анализом путей дальнейшего развития эксперимента. В состав совета войдут деятели культуры, представители вузов, бизнесмены, политики и, возможно, даже журналисты, сказал Болотов.

 



14 октября 2004
00:00
Поделиться