ЕГЭ: секретные материалы
Байки про экзаменаторов, которые “валят” абитуриентов на вступительных испытаниях, похоже, скоро канут в Лету. На смену экзаменационным билетам и строгим преподавателям пришли компьютерные технологии и тесты ЕГЭ. Но, с другой стороны, без человека и машина не может работать. Так кто же проверяет экзаменационные бланки?
|
Обработкой решений ЕГЭ занимается Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий. Расположился он на самой окраине Чебоксар в неприметном здании. Ни вывесок, ни других особых опознавательных знаков на нем нет. Случайный прохожий и не догадается, что место это – святая святых для всех абитуриентов. Но так и задумано – лишних глаз и уж тем более визитов здесь быть не должно.
На первый взгляд, центр напоминает большой компьютерный салон: несколько залов, где по всему периметру стоят ряды столов с мониторами, процессорами, копирами и сканерами. На стене висит энергичный плакат “Бди! Не думай о еде, сне и отдыхе! Только о работе!”. Девушки-операторы и парни-программисты, видимо, вняв призыву, внимательно смотрят на экран монитора, стучат по клавишам. В день, когда в центр наведались журналисты, его сотрудники готовились принять новую партию работ – в вузах проходил экзамен по биологии.
К 14 часам запечатанные пакеты привезли на место. Каждая упаковка засекречена. Откуда она доставлена, неизвестно – пункт проведения пронумерован. На пакете написано лишь количество бланков и название предмета. После вскрытия секьюр-пака комиссия вручную пересчитывает бланки. Затем каждый лист сканируется с двух сторон и перекачивается на другой компьютер – станцию старшего верификатора. На нем оператор сверяет, правильно ли машина распознала текст и грамотно ли заполнили бланки сами абитуриенты. Тут мы и убедились, что без помощи человека все-таки не обойтись. К примеру, компьютер не смог в некоторых случаях “прочитать” название предмета. Вместо “биология” он выводил “биоПогия” или “биологиА” – иные почерки и техника не разберет. Поэтому оператору приходилось исправлять ошибки. Случалось, что, поторопившись или переволновавшись, абитуриенты забывали ставить номера вариантов. Тут выручал штрих-код, который есть на каждом бланке. По нему программа выводила нужный вариант.
После сверки все листы ксерокопируются: копии “едут” на проверку в республиканский Институт образования, электронные версии отправляются в Москву. Дольше всех проверяются бланки “С” – те, на которых ребята показывали ход решения задач, писали рецензии, эссе. Прежде чем отдать работы на проверку, компьютер шифрует каждую из них – назначает 13-значный код (кстати, еще год назад этим занимались вручную). Кроме того, на бланки наносится код эксперта: не фамилия, а именно комбинация цифр. По этому шифру компьютер выбирает каждому эксперту несколько работ, которые нужно проверить.
Подобную “обезличенность” заместитель министра образования и молодежной политики В. Матвеев считает необходимой: “Таким образом можно добиться непредвзятости и максимально возможной объективности при проверке. Ведь программа составлена так, что каждую работу проверяют как минимум два эксперта. Если оценки сильно расходятся, то назначается третий эксперт, опять же машиной. По итогам трех оценок выставляется общий балл по согласованию с московскими специалистами”.
На все про все проверяющим отпущено 2-3 дня. За это время они должны принять, проверить и отослать результаты в Москву. И уже оттуда ждать сертификатов.
…Пока же в центре заканчивают проверки оставшихся бланков. “Вторая волна” единых экзаменов завершилась. Сегодня последний, резервный, день, когда абитуриенты сдают ЕГЭ в вузах. У заочников еще все впереди – в начале августа очередь испытаний дойдет до них. А вот то, насколько ЕГЭ оправдал себя в нынешнем году, станет ясно не раньше первой зимней сессии. Тогда зачетка покажет, объективно и справедливо ли поставлены баллы, по которым абитуриент был зачислен в студенты.