Министерство образования Чувашской Республики

15:15 На республиканском координационном совете были рассмотрены вопросы подготовки специалистов для сельского хозяйства и физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях

На очередном заседании Республиканского координационного совета по модернизации и развитию образования были обсуждены задачи, стоящие перед системой образования республики по реализации Указа Президента Чувашской Республики “О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению эффективности труда в сельской местности” и намечены пути их решения, рассмотрен вопрос о повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях Чувашской Республики.

Координационный совет возглавляет Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Н.Ю.Партасова. В работе совета приняли участие Первый заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министр физической культуры и спорта В.М. Краснов, председатель Государственного комитета ЧР по делам молодежи Е.Г. Петров, заместители министра образования ЧР В.В. Сапожников, С.В. Петрова, В.В. Матвеев, заместитель министра здравоохранения ЧР Н.В. Макарова, первый заместитель министра сельского хозяйства ЧР В.В. Григорьев, заместитель министра промышленности и транспорта ЧР Н.В. Дмитриева, ректоры ЧГУ, Чебоксарского кооперативного института, ЧГСА, директора ссузов, УНПО, школ, главы администраций районов, руководители предприятий, представители общественности.

При обсуждении первого вопроса было отмечено, что в республике в последние годы совершенствуются взаимоотношения между образованием и сферой труда, устраняются диспропорции и излишнее дублирование в подготовке кадров для агропромышленного комплекса. Увеличилось число учащихся и студентов, принятых на условиях целевой контрактной подготовки специалистов. В Чувашской государственной сельскохозяйственной академии за 2 года число обучающихся на контрактной основе увеличилось в 3,2 раза, в техникумах, училищах – в 7 раз. Но из-за отсутствия системы мониторинга образовательные учреждения не имеют возможности определить спрос на рабочую силу, поэтому сегодня назрела необходимость создания профессионально-отраслевой системы мониторинга подготовки кадров для сельскохозяйственных предприятий и организаций.

Для обеспечения доступности профессионального образования для сельчан в с. Красные Четаи открыты филиалы профессионального лицея № 25 г. Ядрина и профессионального училища № 29 п. Вурнары по подготовке трактористов-машинистов, пчеловодов и мастеров общестроительных работ. В сельскохозяйственной академии начали готовить специалистов по направлениям “Ветеринария” и “Автомобили и автомобильное хозяйство”, создана материальная база для подготовки инженеров по специальности “Технология обслуживания и ремонта машин в АПК”. Качество подготовки кадров неразрывно связано с уровнем материально-технической базы системы профессионального образования. Для решения этой проблемы открыты 4 центра по переподготовке специалистов для работы на новых модификациях тракторов Минского тракторного завода. На оснащение центров из федерального бюджета выделено 3,2 млн. рублей. Начато создание двух ресурсных центров на Ядринского базе профессионального лицея № 25 и Вурнарского профессионального училища № 29. В УНПО сельскохозяйственного профиля поступило компьютерное оборудование на сумму 1,1 млн. рублей; библиотечный фонд пополнился учебной литературой на сумму более 1,0 млн. рублей.

За последние два года 98,5 процента преподавателей и мастеров производственного обучения, занимающихся подготовкой трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства и водителей автотранспортных средств, прошли курсы повышения квалификации. Одновременно остаются открытыми вопросы создания в передовых хозяйствах республики стажерских площадок для обучения педагогов новым производственным технологиям; подготовки преподавателей для высшей и средней профессиональной школы, способных внедрять современные информационные и коммуникационные технологии в учебный процесс.

При рассмотрении второго вопроса было отмечено, что в последние годы в республике происходят серьезные позитивные изменения по созданию в образовательных учреждениях системы мер, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

Для повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях Минобразования Чувашии совместно с заинтересованными органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями осуществляет комплекс организационно-управленческих, кадровых и содержательных мер. Так, создано Чувашское региональное отделение общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения “Юность России”, его структуры в районах, городах. В общеобразовательных учреждениях введен третий урок физической культуры, обеспечена 6-8-часовая двигательная активность всех учащихся. В спортивных клубах и секциях занимается 29 процентов школьников (в 2002 году – 28%).

Особое внимание уделяется оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Показатели здоровья детей в детсадах за последние годы значительно улучшились, что подтверждается ежегодным сокращением количества пропущенных дней по болезни одним ребенком.

Ежегодно в республике проводится около 600 мероприятий с участием более 125 тыс. человек. Наиболее массовыми из них являются спортивно-оздоровительный фестиваль “Президентские состязания”, Спартакиада школьников на Кубок Президента Чувашской Республики, Спартакиады учащихся и студентов учреждений профессионального образования. В этом учебном году впервые проведена олимпиада по предмету “Физическая культура”.

Многие образовательные учреждения разрабатывают и внедряют собственные здоровьесберегающие технологии, являются федеральными, республиканскими экспериментальными площадками, выигрывают гранты, конкурсы, выступают инициаторами спортивных акций, находят возможности увеличения до 5 часов в неделю уроков физической культуры, ведут мониторинг здоровья учащихся, изготавливают нестандартное спортивное оборудование и многое другое.

К этой работе активно приобщаются родители, которые ведут занятия спортивных секций, участвуют в совместных соревнованиях. Многие из них участвовали в благотворительном марафоне “Поможем родной школе”.

В оздоровлении детей активно используются ресурсы 17 психолого-педагогических и медико-социальных центров, оказывающих квалифицированную диагностическую, консультативную помощь детям, родителям, педагогам. Разработана республиканская модель психологической службы, создано региональное отделение Общероссийской общественной организации “Федерация психологов образования России”. Во многих школах созданы наркопосты, комнаты психологической разгрузки.

Составной частью укрепления здоровья детей стала летняя оздоровительная кампания. В 2003 году в оздоровительных лагерях отдохнуло 63 тыс. детей и подростков – 33% (в 2002 году – 31%).

Проведена серия семинаров-тренингов для руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений, учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Укрепляется учебно-материальная база учреждений образования. В соответствии с Соглашением между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Министерством образования Российской Федерации в январе 2004 года школы республики получили спортивное оборудование и инвентарь на сумму 7 млн. рублей. В Чебоксарском районе, г. Шумерля и в ряде других органов местного самоуправления решен вопрос доплаты учителям физкультуры за внеклассную работу.

Проводимая работа дает первые положительные результаты. По данным Минздрава Чувашии в 2003 году произошло некоторое улучшение показателей здоровья учащихся.

Вместе с тем, принимаемых мер по развитию физкультурно-оздоровительной работы, укреплению здоровья детей еще недостаточно. На сегодня необходимо обеспечить последовательную и непрерывную систему обучения здоровью, формирования устойчивого здорового образа жизни у обучающихся, педагогов, родителей.



23 марта 2004
00:00
Поделиться