Реанимация "физры"
В ПРОШЛУЮ пятницу Министерство образования собрало районных управленцев, директоров школ, врачей и педагогов обсудить на “круглом столе”, что они в нынешних обстоятельствах могут сделать, чтобы из детских садов и школ выходило поменьше близоруких, нервных, с искривленным позвоночником и прочими патологиями юных граждан.
Чем лечит учитель
КАК ИЗВЕСТНО, нынешний год президентом республики объявлен Годом молодежи и здорового образа жизни. И объявлен он не от хорошей, в данном случае не от здоровой, жизни. Диспансеризация детей показала ужасающие результаты: здоровыми признано лишь 15,23% осмотренных девочек и мальчиков. Почти три четверти юного поколения страдает нехроническими заболеваниями, а 12,5% — “хроники”. Чем могут пособить в деле
оздоровления учителя и воспитатели? — Просветить и занять, научить и организовать. Короче, навязать, в хорошем смысле, этот самый здоровый образ. Не ожидая милостей от родителей. Пока начали с физкультуры.Чиновники поздоровеют первыми
ВСЕ СМИ взахлеб рассказывали об историческом завозе в республику спортинвентаря на 6 миллионов рублей, теперь его ежегодно будут привозить к нам на такую сумму до 2006 года. Однако инвентарь инвентарем, но, по словам министра образования Галины Черновой, главное — выработать
систему, которая даст результат. Ведь, несмотря на недавние усилия — увеличение в приказном порядке времени двигательной активности в школах, открытие кружков и секций, проведение множества школьных соревнований, результата практически нет. Кривая здоровья неумолимо ползет вниз. Ученики добросовестно ведут “Дневник здоровья”, как, например, в канашской школе № 6. Или радостно занимаются на пяти уроках физкультуры в неделю вместо трех, как в Вурманкасах. В Янгорчино утренняя гимнастика стала обязательной для всех. В Чебоксарском районе нашли деньги для доплаты физрукам. Для примера всем жителям чиновников республики снаряжают на спортивные подвиги. Только этого мало — волнуются в министерстве.Перед собранием за “круглым столом” в этом ведомстве провели “горячую линию” о качестве уроков физкультуры и организации спортивно-массовой работы в школе. Оказалось, что поводов для беспокойства организаторов массового оздоровления в школах еще вагон и маленькая тележка. Где-то учителя физкультуры ставят двойки даже за
отсутствие у детей лыж или спортивной формы, а нередко просто кинут ребятам мяч, и те гоняют его по снегу, а потом сидят мокрые на уроках. Где-то не работают кружки для оставшихся в продленке, а где-то вообще нет учителей физкультуры. И это только “спортивная” часть той системы, о которой так тревожится Галина Чернова. И эта часть, кстати, не самая трудная.Здоровый отличник— это фантастика
ДАЖЕ проблему с преподавателями физкультуры, которых просто не хватает, можно решить через контракты, в которых оговаривается отработка выпускника пединститута в родной деревне или районе. Гораздо труднее выработать, например, новые стандарты оптимизации двигательного режима в тех же детских садиках, чтобы эти наработки могли применять не только в крупных учреждениях, где есть бассейн, сауна и оборудованный спортзал. Труднее пока даже заставить исполнять законы, по которым недопустимо, чтобы в классе занималось больше 25 человек или чтобы на ученика приходилось полтора квадратного метра учебной площади. Однако, как выяснилось, это имеет место, чему несказанно удивились сами начальники от образования. К тому же столь любимую сегодня физкультуру, которая должна оздоровить подрастающую смену, то и дело
опять норовят заменить на другие, более важные для успеваемости предметы. Ведь с учителя в первую очередь спрашивают успеваемость. И это, видимо, окажется главной проблемой, с которой столкнутся “оздоровители” в школах. По данным, которые привела главный педиатр республики Лариса Семенова, хронических патологий у школьников встречается больше как раз в школах нового поколения, то есть в тех, где учебные процессы идут более интенсивно. Получается, что обеспечить сегодня хорошую успеваемость вместе со здоровой веселостью, гибкостью, прыгучестью и хорошим зрением школьников — задача для местных врачей и педагогов в отрыве от тех, кто составляет учебные программы, практически непосильная.Начните с родителей
И ЕЩЕ один, самый главный аспект проблемы. В Красноармейском районе, где заболеваемость детей еще недавно сильно превышала среднестатистическую, серьезно взялись за изучение причин такой ситуации. И неожиданно для себя поняли простую вещь, что без здоровых родителей и прочих румяных воспитателей здоровых детей вообще не бывает.