Министерство образования Чувашской Республики

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ШКОЛЕ КОСНУТСЯ И ЗАРПЛАТЫ



Министерство образования России в очередной раз собрало журналистов со всей страны. Почти три часа беседовали они с главным реформатором российского образования, министром Владимиром Филипповым. Разговор шел о новых школьных программах, едином экзамене, зарплате учителей…

О школьных медалях и «виртуальных» абитуриентах
Как рассказал В. Филиппов, пару лет назад российский Минобр провел выборочный опрос среди сельских школ. Многим респондентам тема поначалу показалась несерьезной: у кого из председателей местных сельхозпредприятий и глав администраций ребенок окончил школу, не получив медаль? Но результаты опроса оказались в общем-то предсказуемыми. Каждый отец, имеющий хоть какое-нибудь влияние в районе, посчитал своим долгом обеспечить родному чаду «золотую» или «серебряную» школьную награду и, соответственно, облегчить ему путь в студенты – ведь место в вузовской аудитории медалисту гарантировано. Однако с 2006 года «ВИП-персонам» придется по-другому пробивать дорогу в вуз.
- По-честному, - сказал, как отрезал, Владимир Филиппов. – По итогам ЕГЭ. Нашим оценкам, в разных школах разных по качеству, давно перестали доверять в Европе и на Западе. Российские аттестаты до сих пор признают только в странах Азии и Африки.
Так что через два года никаких льгот медалистам не будет, а сами школьные награды сохранятся только как знак достижений в учебе. Причем в скором времени, возможно, изменится и их форма. В министерстве уже рассматривают новые варианты – такие «чтоб не валялись в шкафу, чтоб можно было их и на стенку повесить», - сказал Владимир Михайлович.
ЕГЭ нынешним летом примет еще больший размах. К началу абитуриентской кампании в Интернете откроется официальный сайт с информацией обо всех вузах России: какие в них есть факультеты, сколько предусмотрено бесплатных бюджетных мест и т. д. А главное – там же в Интернете будет фиксироваться каждый отправленный в приемную комиссию вуза сертификат ЕГЭ с точным указанием данных владельца и количеством баллов. В итоге, по словам Филиппова, выпускник сможет отправить результаты по виртуальной сети сразу в несколько университетов и отслеживать ситуацию дома за компьютером. Лидеры списков с большим количеством баллов – можно считать, уже студенты. Им останется только поехать в выбранный вуз, чтобы до 15 августа предоставить оригинал аттестата.
Разбор «по понятиям»
Рассказал министр и об обновленных стандартах образования. Многие из них нам уже знакомы. Это и более ранний учебный старт (в первый класс дети будут ходить с шести – шести с половиной лет), и 4-летняя начальная школа. А с 2006 года во всех школах со второго класса будет введен иностранный язык (в Чувашии его уже сейчас изучает почти треть второклашек), а с пятого – экономика и право.
Излишней нагрузки не будет, обещает министр. Новые разработчики школьных программ сокращают их примерно на 20 проц., «вырезают» информацию, без надобности загромождающую учебники. Как признался Владимир Михайлович, в процессе работы специалисты разбирали книги буквально по понятиям – сколько терминов необходимо усвоить за курс физики, русского языка, биологии и так далее. Биологии вообще «досталось» больше всех. За сохранение прежней программы этого предмета заступались известные ученые, писали письма Президенту Владимиру Путину. В. Филиппов зачитал некоторые выдержки: мол, «каждый культурный человек должен знать, как минимум, семь типов лишайника» или «недопустимо, чтобы ученик седьмого класса не усвоил процессы конъюгации у инфузорий». Заканчивались все послания примерно одинаково – министерство разрушает устоявшееся хорошее советское образование.
- Но напрасно ученые бьют тревогу, – считает министр, – дорога к широким всесторонним знаниям для ребят отнюдь не закрыта. Получить их можно в профильной школе, где в старших классах ученик будет углубленно изучать интересные и необходимые для него предметы.
От каждого – по возможностям
Затронута была, конечно, и больная тема, – заработок педагогов. Как сообщил министр, с 2005 года в России начнется эксперимент, по которому система оплаты учителей постепенно будет отходить от единой тарифной сетки.
«ЕТС стала тормозом для современного образования, – сказал Владимир Филиппов. – Педагог – профессия творческая, нагрузка у преподавателей разная, и оплачиваться она должна соответственно».
Предлагается дать возможность педагогам зарабатывать самим: брать дополнительную нагрузку – секции, кружки и т. д. У такой формы есть еще один плюс – будет чем занять детей после уроков.
Но новую систему оплаты труда учителей введут не сразу. Это станет возможным, когда правительство объявит о повышении зарплаты бюджетникам – примерно на 30 проц., как это произошло минувшей осенью.


"Советская Чувашия"
25 февраля 2004
00:00
Поделиться
;