Арифметика ЕГЭ: расчет был верным
Как сани хороший хозяин готовит летом, так и о грядущих выпускных экзаменах школяры начинают думать еще зимой. Тысячи выпускников пишут сейчас пробные тесты, набираются сил и опыта перед единым экзаменом, который пройдет у нас уже в четвертый раз. Для эксперимента четыре года – срок немалый, можно и итоги подвести – что дало введение единого экзамена, оправдались ли ожидания и надежды?
Сделать это, а заодно рассказать, что нового ожидается в нынешнем году мы попросили министра образования Чувашии Галину Чернову.
- В том, что единый экзамен пришелся ко двору, сомневаться, я думаю, не приходится. И доказать это можно по-разному. В том числе - и конкретными фактами ицифрами. В прошлом году по сравнению с 2001-м, число школьников, сдающих единый экзамен по выбору, увеличилось почти в шесть раз. Выпускники, как говорится, “ногами голосуют” за ЕГЭ, предпочитая его традиционной форме экзаменов. В разы выросло и число наших ребят, поступивших в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. Только за последние три года, к примеру, более сотни выпускников школ республики стали студентами Высшей школы экономики. И это - тоже заслуга единого экзамена. Ну и, наконец, сама жизнь показала насколько и удобен, и выгоден ЕГЭ и для родителей, и для самих детей: вместо двух экзаменов школьники сдают один: и выпускной, и вступительный.
Но кроме тактических задач была у ЕГЭ и стратегическая миссия, связанная с реформой образования в целом. Во-первых, единый экзамен наконец-то позволил увидеть полную объективную картину знаний учащихся. Не во всем, конечно, эта картина для нас лестная. Да, результаты сдачи ЕГЭ по всем предметам у выпускников Чувашии намного лучше, чем в среднем по стране, и число “пятерок” за все годы эксперимента было стабильным. Но и “двоек”, увы, пока еще немало.
Во-вторых – и это для нас, пожалуй, самое важное - единый экзамен высветил необходимость реструктуризации сети сельских школ. А она, не секрет, в первые годы шла очень непросто. Главный аргумент, который выдвигался противниками перемен: “не будет школы – не будет и деревни”. Но применительно к нашей республике с ее комплексными программами социального обустройства села, довод этот, я считаю, неверен. Да, школа для маленькой деревни, конечно, важна. Но куда важнее, чтобы в эту деревню пришел газ, чтобы к ней была проложена хорошая дорога, чтобы люди имели и работу, и достойную зарплату. Вот тогда о вымирании сельской глубинки и говорить не придется. И убедить людей в том, что не стоит равняться на лозунг “пусть маленькая школа, пусть плохонькая, но своя” помог именно единый экзамен. Ведь самые низкие оценки по ЕГЭ неизменно получали выпускники маленьких сельских школ, и результаты эти не менялись на протяжении всех трех лет эксперимента. Казалось бы, раз ЕГЭ стал фактически экзаменом и для самих школ, надо им расстараться показать, на что способны учебные коллективы. Но, увы… “Маленькие” школы свой ресурс фактически исчерпали, большего они ученикам дать не могут. И это не только реструктуризация, создание в глубинке крепких базовых школ. Это и введение профильного и предпрофильного обучения, и развитие в школах информационных технологий, словом, все то, что сработает на повышение качества учебы. А против последнего, надо полагать, никто возражать не будет.
- Хорошо, людей убедить удалось. Но ведь были сомнения, так сказать, в деталях – насколько, к примеру, секретными, защищенными от посторонних окажутся и процедура проведения экзамена, и обработка его результатов, позволят ли тесты объективно оценить знания учеников?
-
По КИМам, по содержанию тестов до сих пор идут горячие споры. И больше всего разногласий - по гуманитарным предметам, по литературе – из разряда того как поверить алгеброй гармонию, оценить тестом творческие способности ученика. Сетуют педагоги и на однотипность иных заданий, и на неточность формулировок, и, главным образом, на некорректность некоторых вопросов. Отчасти это связано и с тем, что школьных учебников нынче много, с какими-то из них задания тестов состыкованы, с какими-то – нет. Но год от года тесты совершенствуются, и немало способствуют этому регионы, участвующие в эксперименте. Их замечания и пожелания учитываются в “работе над ошибками”.Что касается технологии проведения ЕГЭ. Вроде она досконально продумана и проработана, но нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор. Ведь всегда у кого-то может появиться соблазн обойти инструкцию, помочь на экзамене “нужному” ученику. И что греха таить – в первые два года из районов поступали и к нам жалобы о нарушениях во время проведения единого экзамена. В 2003 году, впрочем, таких сигналов не было.
Но и тут процесс совершенствуется. В нынешнем году в школах республики будут опробованы элементы новой технологии, несколько отличной от уже известной. Во-первых, упростится процедура заполнения регистрационных бланков. Во-вторых, компьютерная обработка бланков с ответами должна пройти не в республиканском центре, как раньше, а в самих базовых школах республики, на глазах учеников и педагогов. А это прибавит экзамену открытости, уберет подозрения, что, мол, по дороге в столицу кто-то в ответах что-то подправил, дописал и т.д. Хотя и при прежней технологии такая возможность фактически исключалась, но сомневающиеся найдутся всегда…
- Ну, а кроме человеческого фактора, все остальные проблемы, связанные с ЕГЭ успешно решены?
- Конечно, нет. Не удалось, пока, к примеру, создать стопроцентно равные условия для всех выпускников, в частности, для ребят из отдаленных сел и деревень. До места проведения ЕГЭ им приходится добираться полчаса, а то и больше, сдавать экзамен в чужой школе, в то время, как их сверстники из райцентра держат его в своей. Мелочь, казалось бы, но она тоже может повлиять на результаты экзамена. Говорилось об этом немало, выдвигались разные предложения, но решение пока не найдено.
Не совсем ясна ситуация и с учениками профессиональных училищ, техникумов и колледжей. Как известно, общеобразовательные, школьные предметы они проходят только в первый год обучения. Когда им сдавать единый экзамен? Сразу после завершения “школьного курса”? Но ведь поступать в вузы, (коль будет такое желание) этим ребятам придется позже, а срок сертификата ЕГЭ к тому времени закончится. Держать экзамен потом, когда учеба будет завершена? Но тогда школьные науки могут подзабыться. И не случайно итоги второго, июльского этапа ЕГЭ, когда экзамен сдают выпускники прошлых лет и абитуриенты с дипломами техникумов и училищ гораздо хуже, чем на первом июньском этапе. Тоже проблема, над которой стоит подумать.
И у вузов есть свои сложности. С одной стороны, единый экзамен убавил им хлопот и финансовых затрат, с другой - прибавил работы по части зачисления в студенты. Ведь иные абитуриенты подают по 10 – 12 заявлений, в несколько вузов, на несколько специальностей – и попробуй разберись, где они потом решат учиться. Но это уже вопрос времени. Когда единый экзамен “захватит” всю страну и все вузы, процедура зачисления упростится, станет более открытой.
-
Но есть еще один момент, связанный с ЕГЭ и что не отражен ни в каких статистических данных. Замечено – после введения единого экзамена в наших школах перестали бояться экспериментов. Наоборот, учителя сами стремятся научиться чему-нибудь новому…- Да, и это один из самых значимых результатов внедрения ЕГЭ – у педагогов появилось стремление к профессиональному росту. Не случайно за эти три года резко увеличилось количество обучающихся в республиканском институте образования, посыпались заявки на творческие семинары, конференции.
Конечно, обо всех сразу учителях такое сказать нельзя. Есть люди, которые отнюдь не жаждут новшеств, которым проще работать по старинке. Но в целом настрой на перемены есть. К примеру, когда в прошлом году в стране начинался эксперимент с профильным обучением, ряд школ республики изъявили горячее желание в нем участвовать. Но в федеральный эксперимент мы на сей раз решили не входить, выбрали свой более мягкий вариант, - в 30 школах ввели предпрофильное обучение и еще в - 6 профильное. Для нас на сегодняшний день это больше подходит. В целом хочу отметить, что такой взвешенный подход к новшествам (и не только в образовании) – общая позиция руководства республики. Прежде чем взяться за какое-нибудь новое дело, тщательно просчитываются все его плюсы и минусы, все социальные риски. И только потом принимается решение - стоит ли “ввязываться в бой”, стоит ли овчинка выделки. Так было, и с единым экзаменом. В данном случае время показало – расчет был верным.