По качеству образования Россия уступила почти всем
По качеству образования Россия уступила почти всем
Хваленая российская школа, снискавшая нашей стране лавры "самой читающей в мире", обернулась очередным мифом. Мониторинг, проведенный недавно авторитетной международной комиссией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показал, что мы занимаем 27-е место среди 32 развитых стран, пропуская в первые ряды финских, канадских, новозеландских и многих других учащихся. Организаторы тестирования ОЭСР измеряли не столько среднерусский интеллектуальный коэффициент, сколько способность применять полученные знания на практике. Для этого 5 тысячам питомцев школ, ПТУ и техникумов из 45 регионов, от Калининграда до Сахалина, было предложено 200 заданий по чтению -
художественных, научно-популярных, бытовых и газетных текстов, статей, личных и деловых писем, инструкций, товарных ярлыков. К ним прилагалось в среднем по десять вопросов, от простого к сложному, на выбор. Плюс диаграммы, карты, таблицы, графики.Умение извлечь смысл из текстов проверялось при помощи 5-уровневой системы оценки знаний по 1000-балльной шкале. Скажем, тест "Научное оружие полиции" повествует о том, как генетический анализ помогает сыщикам в поиске улик. От детей требовалось ответить: "Какова главная цель автора статьи?" (ответ: "проинформировать читателей"), "Как варьируются жемчужные ожерелья генов у разных людей?" (ответ: у каждого свой "порядок жемчужин"), "Как распознается генетическое удостоверение личности?" И т.п. В другом задании предлагалось, зная рост и обхват груди клиента, подобрать ему рубашку подходящего размера от 32-го по 56-й.
Вопрос, конечно, животрепещущий. Но ответы российских школьников в этой части вряд ли имеют отношение к качеству образования. Дело в том, что большая часть продаваемой у нас одежды производится в странах, где принята трехбалльная шкала размеров: L, М и S. Очевидно, переводчики вопросника ОЭСР забыли учесть эту немаловажную деталь. А потом кому-то нравится тесный воротник, кому-то просторный. Так или иначе, но наших юных соотечественников чаще, всего ставили в тупик задания с соотнесением различных мнений, выработкой собственных версий. "Наша школа страшно далека от жизни, - подводят итоги ученые Российской Академии образования. - Дети не могут ни проложить маршрут по карте, ни вывести пятно с сорочки из х/б, как того требуют строгие тесты ОЭСР". Но вот вопрос: а какая, собственно, жизнь имеется в виду, от которой наши дети так страшно далеки?
"Мы измеряем, - объясняют ученые, - умение ребенка обращаться с текстами". На самом деле они, похоже, оценивают не столько умение, сколько самих детей, больше того, целые народы, занося одних (скажем, финнов) в разряд яйцеголовых, а других - наоборот.
"Искусство обращаться с текстами по назначению, извлекать из буквы полноценный смысл и точно его воспроизводить суть привилегия немногих, лишь примерно 10 % землян, - комментирует президент ассоциации "Новая школа" Михаил Изотов. - Этот прискорбный факт, открытый еще в позапрошлом веке, с блеском подтвердило новое исследование. Смотрите: самый высокий из пяти уровней овладения знаниями предполагал умение понять, объяснить, оценить информацию, - а также сформулировать свою гипотезу и сделать вывод. Это оказалось по силам в среднем 10% детворы. Правда, в странах-лидерах таких учеников выявилось от 15 до 19 % а в России - всего 3%". Получается, что из стен школы без какого-либо образования у нас выходит более 90 % населения. Для них-то и предстоит построить новую школу. Не из букв алфавита, а из живых искусств, ремесел, спортивных досугов, технических кружков. Школу, интересную для большинства людей, а не только для буквоедов, к чему, кстати, и стремятся развитые страны.
"Делом учителя в финской школе считается сначала воспитание, а потом обучение. Учитель должен уметь профессионально создавать для каждого ученика образовательную среду и атмосферу активной учебной работы. В этом и состоит новое для Финляндии представление об образ вании, -рассказывает профессор воспитания Кари Уусикяла. - Самое ценное знание - самостоятельно понятое и осознанное. Не имеет никакого смысла заполнять память ребенка обрывочными сведениями об основах наук. Зачем, например, учить таблицу умножения, если простейшая счетная машинка мгновенно покажет на дисплее результат любых расчетов. В программе финской начальной школы нет темы "Таблица умножения". А на экзамен можно приносить любые справочники или применять Интернет. Компьютер всегда есть в аудитории. Важно, что ты умеешь пользоваться справочником или электронными ресурсами, то есть функционально грамотен". Может, и нам есть смысл следовать примеру победителей?
Визитная карточка исследования
Охватывает от 4500 до 10000 учащихся в каждой стране. Ведется по направлениям: "грамотность общая", "математическая" и "естественнонаучная". Особое внимание отводится пониманию ключевых понятий, овладению научными методами, умению эксплуатировать знания в разнообразных ситуациях. На выполнение каждого задания отводится два часа. Программа осуществляется Консорциумом из ведущих международных исследовательских организаций при участии национальных центров и организаций ОЭСР. В Консорциум входят Нидерландский национальный институт педагогических измерений, Служба педагогического тестирования США, Национальный институт исследований в области образования (NIER, Япония) и др.