Министерство образования Чувашской Республики

Министерство образования собрало детских писателей

Министерство образования собрало детских писателей

Россия давно уже перестала быть самой читающей страной в мире. Чтобы как-то изменить ситуацию, министр образования Владимир Филиппов решил собрать детских писателей и обсудить с ними - что делать, чтобы заставить детей читать. Во вторник писатели решили обратиться к общественности со специальным посланием. В нем они призывают родителей и педагогов больше времени уделять чтению вместе с детьми. Потому что отечественная литература, считают они, - это "стержень государственного патриотизма и традиционная национальная духовная ценность", а родной язык - "источник духовных сил и здоровья нации". Дети, по всей видимости, об этом не подозревают и читают импортного Гарри Поттера. Или не читают вообще.
За столом в кабинете министра образования Владимира Филиппова собралось не меньше двух десятков человек - детские писатели, представители издательств, специалисты по детской литературе. Все они говорили о том, что дети российские не читают и что с этим надо что-то делать. Что - непонятно. Но пришедшие на совещание сразу договорились не просить у министерства денег, потому что очевидно: их у него нет. Первый заместитель министра Александр Киселев, который вел заседание в отсутствие заболевшего Владимира Филиппова, выразил собравшимся за это благодарность.
Однако как ни старались писатели, тему госпомощи обойти не удалось. Кинодраматург Владимир Железников предложил Министерству образования составить список детских книг, которые будут издаваться при
финансовой поддержке государства. В беседе с корреспондентом "Известий" Киселев не стал комментировать возможность предоставления государственной помощи для издания детских книг, сославшись на то, что это дело Министерства печати. Однако сказал, что Минобразования тоже поддерживает детскую литературу. Например, в прошлом году был проведен первый Всероссийский конкурс детских писателей. Победитель получил 50 тысяч рублей, кроме того, его книгу издали за государственный счет и разослали по детским библиотекам. Также замминистра напомнил, что министерство закупило для каждой школьной библиотеки 100 томов русской классики, и пообещал, что следующим этапом будет закупка современной литературы.
Какая связь между государственным финансированием издания детских книг и приучением детей к чтению - никто из присутствующих не объяснил.
Каждый из участников совещания говорил о наиболее близких для себя проблемах. Сергей Михалков посетовал на то, что книги стали дороги и не каждая семья может позволить себе покупать их.
Кроме того, качество современных книг часто оставляет желать лучшего.
- Появилось много книг, которые никто не редактировал. Авторы сами себя редактировали. Вкуса у них никакого, а книга тем не менее выходит, - сказал Сергей Владимирович. - Меня просят написать к такой книге одну строчку одобрительной рецензии. Я отказываюсь, и тогда мне предлагают тысячу долларов за одну эту строчку.
На вопрос "Известий", тяжелее ли приходится детским писателям сейчас, чем было раньше, Михалков ответил: - В наше время книги издавались по-другому. Тиражи были - 100 тысяч экземпляров, а сейчас 5 тысяч или даже 500 экземпляров. И резюмировал: "Все надо менять".
Поэтесса Ирина Токмакова тоже говорила о низком качестве книг для детей. Причина - коммерциализация литературы. -
У нас вызывало гордость то, что детская литература у нас некоммерческая, что мы исходим из понятий нравственности и воспитания. А сейчас издают "попсу", которая будет продаваться. А это гробит язык и вкус.
По словам Токмаковой, издатели требуют от молодых писателей того, чтобы роизведение не было грустным, а герой не вызывал сочувствия. При этом написано оно должно быть короткими предложениями. Впрочем, поэтесса призналась, что не знает, как сократить количество "попсы" в книжных магазинах.
Литературовед
в области детской литературы Ирина Арзамасцева раскритиковала новый госстандарт по литературе, который разрабатывался без учета мнений литературоведов и психологов.
- В новом госстандарте нет детской литературы и нет современной литературы последней четверти XX века, - рассказала Арзамасцева "Известиям". - В нем последнее по времени создания произведение - рассказ Распутина "Уроки французского", написанный в 1973 году. Почему там нет Татьяны Толстой, Бориса Можаева, детских произведений Людмилы Петрушевской? А детская литература отсутствует в школьной программе исторически, так еще в советской школе сложилось. Но это привело к тому, что у детей после школы складывается впечатление, что русская литература чрезвычайно мрачна. Я посчитала: в произведениях, входящих в новый стандарт, четыре погибших собаки. И ни одной спасенной.
В конце заседания, на котором говорили в основном о художественной литературе, неожиданно выяснилось, что современные дети ее не больно-то жалуют. По словам заместителя директора Российской государственной детской библиотеки Евгения Куликова, книгу дети рассматривают как источник информации, а не как чтение для души.
Дмитрий Палестин, коммерческий директор торговой сети "Книжный клуб 36,6": "Наши дети стали читать после появления "Гарри Поттера"
Наши дети стали читать совсем недавно, когда чудесным образом на свет появился "Гарри Поттер". С этого момента стало возможным говорить о рынке детской литературы. Дети встали из-за компьютеров, выключили телики и видики, раскрыли книги. Каждая
книга о приключениях Гарри Поттера продается в России почти полуторамиллионным тиражом. Случился прорыв. И в него хлынули другие авторы - с клонами "Гарри Поттера". Или с пародиями на него. Хорошо продаются "Порри Гаттер", "Таня Гроттер". Это уже сочинения русских авторов. Конечно, объемы продаж этих книг нельзя сравнить с оригиналом, но они тоже велики.
Вообще, сейчас спросом пользуются книги, подобные "Гарри Поттеру", - с волшебными мотивами, с чародеями и тайными мирами. Хорошо продаются "Четыре желания" и "Артемис Фаул" Йона Колфера, "Северное сияние" Филипа Пулмана, "Воин Рэдволла" Брайана Джейкса, "Самсон и Роберт" Ингвара Амбьернсена. Эти книги продаются тиражами в десятки тысяч экземпляров. По нынешним временам это очень хороший объем продаж. Классика, которую мы читали в детстве (Дюма, Стивенсон, Жюль Верн), тоже ушла на второй план. Да и российских авторов, увы, нет среди лидеров продаж.
Но это чтение для подростков, которые сами выбирают себе книги. Вообще, рынок детской литературы делится на два сегмента: для подростков и для малышей. Среди книг, рассчитанных на самый младший возраст, от четырех до шести лет, лидируют произведения Чуковского, Маршака, Барто. Однако в отличие от подростков малыши не выбирают себе литературу. Книги им покупают родители. Те книги, которые они сами читали в детстве. Книжный рынок для детей младшего возраста - инерционный рынок. И в данном случае нельзя судить по объему продаж о литературных пристрастиях малышей.
Григорий Остер
- Как я отношусь к детским книгам? К своим, которые лежат во всех магазинах, очень хорошо. Очень хорошо отношусь к книгам Эдуарда Успенского и других замечательных классиков - таких, как Чуковский, Маршак. К сожалению, очень мало новых молодых писателей. Сейчас другая ситуация, чем в прежние времена: раньше советская власть и цензура загоняли в детскую литературу талантливых людей, которые работали во взрослой, но ничего не могли опубликовать - и шли в переводчики или в детскую литературу. А сейчас в связи со свободой слова, что, естественно, прекрасно, такой ситуации нет. Поэтому в детскую литературу больше нет такого потока талантливых молодых людей.
Невозможно ответить на вопрос, достойно ли детского чтения все, что издается, потому что это все равно что спросить: все ли продукты в магазинах вкусные? Выбор настолько огромен, что среди книг есть и хорошие, и не очень, и, наверное, совсем плохие, но, слава богу, есть выбор. Это уже замечательно.
-Нужно заставлять ребенка читать?
- Заставлять - это не то слово, надо увлечь детей чтением - вот это будет правильно. Читать надо обязательно, потому что только в том случае, когда ребенок получает информацию не визуальную, у него развивается воображение, иначе он себе ничего не представляет, а как ему показывают, так он считает, что оно и есть. Когда он о чем-то читает, он представляет это по-своему, выступает в роли режиссера, который снимает фильм, экранизируя произведение. Поэтому читать надо обязательно.
"Вредные советы", например, которые ему интересны, потому что они не похожи на то, что ему обычно говорят. Мои "Вредные советы" - это прививки от глупости. Я сейчас делаю книгу "Вредные советы-4", в ней есть такой совет: "Тебя обидел кто-нибудь?/ Тебе не повезло?/ Пойди и сделай что-нибудь/ Кому-нибудь назло!" И когда ребенок такое слышит, он замирает, потому что именно это ему и приходило в голову самостоятельно. Уже в следующий раз, когда ему захочется сделать что-то кому-нибудь назло, он вспомнит, как он это читал, засмеется и будет вести себя по-другому.



"Известия"
15 января 2004
00:00
Поделиться