ШКОЛЫ ПОД ОПЕКОЙ ПОПЕЧИТЕЛЕЙ
ГОСУДАРСТВУ СТАНЕТ ЛЕГЧЕ ЕЩЕ И НАЛОГИ БЕРУТ |
…В Ибресинском районе 13 средних и 5 основных школ. До развала Совет-ского Союза большинству из них активно помогали местные колхозы. У некоторых учебных заведений было аж по два шефа. Хозяйства снабжали школьников картошкой, морковью, капустой, предоставляли в аренду землю и технику. Тогда родители и не задумывались о расходах на питание в школьной столовой. Мало того, на вырученные от продажи сельхозпродукции деньги школы закупали книги, возили детей на экскурсии в Чебоксары. «Теперь же многие сельхозкооперативы на ладан дышат, - говорит начальник отдела управления образования Ибресинского района А. Николаев. – От школ и детских садов отмахиваются: говорят, самим бы выжить. А крупных предприятий в районе нет. Кого, спрашивается, приглашать в попечители? Лишь недавно удалось пристроить под попечитель-ское крыло две школы: Ибресинскую общеобразовательную № 1 и Чувашско-Тимяшскую…»
Подобная картина - по всей республике. По пальцам можно пересчитать школьные попечительские советы в Алатырском, Комсомольском, Цивильском, Шемуршинском районах, вовсе их нет в Мариинско-Посадском. А всего, по данным Министерства образования Чувашии, попечительские советы сегодня есть лишь в 36 проц. школ, в 9 проц. детсадов и в каждом третьем училище.
А, собственно, к чему чиновники подняли такую шумиху вокруг попечительских советов? Ведь были раньше родительские комитеты, которые вроде бы неплохо справлялись с внутриклассными делами. Но у попечительских советов прав куда больше. Они имеют собственные расчетные счета, а значит, не просто собирают для школы деньги, но и контролируют, как они расходуются. И занимаются не только проблемами отдельного класса, а всей школы (дет-ского сада или техникума). На недавнем заседании республиканского координационного совета по модернизации образования федеральный инспектор по ЧР Д.Донсков (кстати, председатель попечительского совета дома ребенка «Малютка») заметил, что «государство уже не в состоянии решать все вопросы школы. Поэтому контроль «со стороны» за делами учебных заведений необходим».
Еще одна причина, почему местное правительство выступает за создание попечительских советов, - участие республики в проекте Всемирного банка реконструкции и развития. Одно из условий проекта - перевод школ на работу в условиях финансовой самостоятельности, с собственной бухгалтерией и лицевыми счетами. По замыслам представителей Всемирного банка, школы должны сами научиться зарабатывать деньги: либо открывать платные кружки, секции, либо искать спонсоров. Ну а попечительские советы будут аккумулировать все поступающие «негосударственные» средства.
Кстати, республика уже получила первый «аванс» от Всемирного банка - десять миллионов долларов. Они пойдут на покупку оборудования, автобусов, на обучение педагогов. И от того, как активно школы будут переходить к финансовой самостоятельности, зависят дальнейшие денежные поступления.
Сменят советы “вывеску” или нет? В Министерстве образования республики сообщили, что никаких распоряжений и нормативных документов на сей счет из Москвы к ним не поступало. Так что вопрос этот пока остается открытым.
Во-первых, по принятому в прошлом году новому Налоговому кодексу всяческие “негосударственные” поступления на счета заведений являются прибылью, а значит, должны облагаться налогом. Во-вторых, попечительский совет – некоммерческая общественная организация, свой счет она может открыть в любом банке республики. А деньги, которые начнут поступать, будут контролировать учредительное собрание и ревизионный орган, созданные при попечительском совете. Государственные службы в “кошелек” школы заглядывать не будут, поэтому вся ответственность и контроль за расходами лягут на бухгалтеров и попечителей. А где найти таких шефов, которые не просто бы болели за жизнь школы, но и умели составлять финансовые отчеты? Да и бухгалтерам многих школ, особенно сельских, порядок оформления бумаг не до конца ясен.
Вопросов у директоров немало: как составить юридически грамотные уставы, открывать лицевые счета, как научиться менеджменту в конце концов. Ведь до недавнего времени школы находились под крылом у государства, и пусть не всегда чувствовали себя защищенными, зато у директора не болела голова, где найти деньги, к примеру, на введение нового факультативного предмета или на обустройство классов, чтобы детям захотелось пойти учиться именно в эту школу, а не в ту, что в соседнем дворе. Однако рыночные правила нашему образованию так или иначе придется активно осваивать. Поэтому серия обучающих семинаров для директоров школ была бы кстати.
И еще. В России попечительство все еще ведется на добровольных началах. Иное дело за границей: тамошние шефы считают делом чести помогать школе, которую когда-то закончили, в которой учатся их дети. Кроме того, за рубежом попечительство выгодно. Западные меценаты имеют множество льгот, частично освобождаются от налогов. В нашем же законодательстве шефская помощь пока почти не поощряется. Наоборот - с попечительских взносов еще и налоги берут.
"Советская Чувашия"