ШКОЛА ПЕРСПЕКТИВЫ
Закончился учебный год. Бывшие девятиклассники стоят на пороге старшей школы, многие с сентября станут учениками профильных классов. (На сегодня выбор профиля – это практически и выбор вуза, направления будущего образования). А те, кто закончил десятый, еще более близки к выходу во взрослую жизнь. Но жизненные и профессиональные планы у большого числа старшеклассников противоречивы и нереалистичны. Это видим и мы, педагоги, это доказывают и данные психологических исследований. Помочь подростку осознать основания жизненного и профессионального выбора и самоопределения – особая педагогическая задача. Всего лишь первый, но очень важный шаг в работе по профориентации в ее глубоком, воспитательном смысле.
Павел СЕРГОМАНОВ, заместитель директора гимназии «Универс»
(г. Красноярск), кандидат психологических наук, доцент;
Наталья БРУДАНОВА,
аспирант Красноярского госуниверситета
Горящая путевка в жизнь
Почему для большинства старшеклассников вопрос о будущем – абстрактный вопрос?
Попробуем посмотреть, насколько тема будущего вообще актуальна для современных старшеклассников. На каких основаниях молодые люди строят выбор будущей профессии, вуза и жизненных перспектив? Какие ресурсы, по мнению самих старшеклассников, у них имеются, как они их оценивают и используют для выбора? Насколько важными для старшеклассников являются школа и взрослые в выборе своего будущего?
Основным предположением являлось то, что старшеклассники, делая выбор своей будущей профессии, не могут соотнести свои реальные возможности с желаниями и притязаниями на продолжение образования. Исследование проводилось в виде глубинных групповых интервью с учениками старших классов в феврале–апреле 2003 года. (Всего было опрошено 269 учеников из г. Красноярска, шести малых городов и четырех сел Красноярского края.)
Актуальность темы будущего
Важность и актуальность выбора вуза реально встает лишь с вопросом окончания школы, в самом финале. Про то, что придется уйти из школы, мало кто переживает по-настоящему до выпускного бала. Типичный диалог:
– Вы боитесь уходить из школы?
– Да, хочется остаться.
Нужно особо отметить недостаток времени у современных выпускников школ. Время для большого количества молодых людей запрограммировано извне. Еще совсем недавно старшеклассники не знали, чем себя занять, собирались в компании и в лучшем случае играли на гитарах. Только отличники сидели дома за учебниками. Сейчас большинство старшеклассников, кроме школьных уроков, усердно выполняют задания подготовительных курсов и репетиторов. В результате нехватки времени у них не часто есть возможность обсуждать профессию в соответствии со своими увлечениями и хобби:
– У меня нет ничего интересного. Если только на каникулах, потому что иначе времени нет. На каникулах – на лыжах, на каток. Интересно было с друзьями. А сейчас все учат, никто никого не видит.
Представления о будущей жизни и профессии чаще всего связаны не с мечтаниями, основанными на реальных возможностях, а на образах, сформированных по книгам и фильмам. Многие ребята просто не думают о будущем, а конечной целью видят поступление в вуз. Например, на вопрос о том, почему решение о выборе профессии откладывается на время после окончания вуза, молодой человек ответил:
– После окончания вуза наше желание уже будет подкреплено чем-то весомым.
Другой:
– Мы не думаем о том, где работать. Сейчас главное – поступить. Выбор профессии – это такой серьезный, ответственный шаг… Как можно нарисовать себе картину будущего в 16, 17 лет?
Для десятиклассников вообще неактуальна тема выбора будущей профессии и построения своей жизни. Они как будто живут эйфорией от возможности продолжить обучение в школе:
– Вообще тема будущего интересна, но мне на данный момент – нет. Потом будем интересоваться, когда надо будет. В конце одиннадцатого класса. У нас же еще целый год, еще можно повыбирать.
Основания выбора
Очень часто в интервью мы слышали о «мечте детства», которая не сбывается по разным причинам, но оказывается удивительно устойчивой и живучей. Из интервью складывается впечатление, что родители часто давят на выпускников и делают выбор за них, несмотря на понимание и даже принятие такой мечты:
– Сама я хотела поступать в институт искусств, потому что пою, мне нравится сцена. Но вообще в семье все экономисты, бухгалтеры. И родители решили за меня все. У них там какие-то знакомые, поэтому они толкают меня туда, куда я совсем не хочу.
Часто в интервью появляется ситуация, в которой виден серьезный конфликт оснований выбора: с одной стороны, «мечта детства», а с другой – достижения и ресурсы последних лет, собственные осознаваемые успехи:
– На филологический я иду потому, что думаю, литературу знаю. А моя мечта – быть врачом – полностью уничтожается... Я про это много думал... Медицина – такая сфера, куда надо идти сразу же и там очень много лет работать, прежде чем стать действительно профессионалом.
Часто старшеклассники ставят перед собой цель получить просто хорошее высшее образование, не оценивая своих возможностей и ресурсов, не выбирая и не предпочитая то или иное содержание или профессию. Такая ситуация интересна тем, что она похожа на отложенный выбор, но выбор отложен достаточно сознательно, с расчетом, с опорой на уже существующие примеры и понятую ценность образования вообще, а не профессиональной подготовки. И в этом смысле основания выбора скорее связаны с ориентацией на социальную нишу, чем с ориентацией на профессию:
– Я хочу получить юридическое образование, но я себя в будущем еще никак не вижу, даже не представляю, какая у меня будет профессия. А почему я решила получить юридическое образование? Потому что, на мой взгляд, человек с юридическим образованием один из самых грамотных в обществе и авторитетных.
Роль взрослых в самоопределении старшеклассников
Юноши и девушки по-разному оценивают роль родителей и учителей в выборе своей будущей профессии. Часто считают, что их жизнь не дело их родителей:
– Я ставлю родителей в известность. А обсуждаю все это только с теми, кто поступал год, два назад.
Или переживают о том, что родители слишком контролируют их выбор:
– Мне мама сказала, что если я не поступлю, то она просто через знакомых отправит меня на экономический факультет и проследит, чтоб все так и было. Она считает, что я сама не справлюсь. А я не хочу на экономический факультет, мне не нравится возня с бумажками. Хочу быть постоянно в движении. Вот журналист – это самая подходящая профессия, на мой взгляд. Но мама хочет, чтобы все было по ее.
С ролью, которую играют при самоопределении старшеклассников учителя и школа, еще сложнее. Некоторые ребята, конечно, интересуются мнением учителя:
– Ты спрашиваешь, что думают преподаватели, они же у тебя столько лет преподавали. Они могут сказать, есть ли у тебя способности, сможешь ты потянуть или нет.
Но чаще всего старшеклассники предлагают провести какие-то изменения в школе, ориентируясь на преподавателей подготовительных курсов и репетиторов:
– У меня всегда была пятерка по русскому языку. Я была полностью уверена в своих знаниях. А потом пошла к репетитору и написала тест на просто смешное количество баллов. Когда мы начали разговаривать с моим репетитором, она сказала, что это вполне нормальная вещь, потому что вступительные экзамены, тест включают очень многое, что не включено в школьную программу.
В этом отношении, видимо, значение школы и «школьных взрослых» резко падает, если ничего не изменяется, когда изменился взгляд старшеклассника.
В наше время в связи с профилизацией школы часто в некоторых школах начинают создавать так называемые профильные классы. Очень грустно получается, когда детей из одного девятого класса в полном составе отправляют в десятый и называют, например, гуманитарным классом, фактически лишая выбора. При этом значительную роль играют соображения удобства и безопасности для родителей: школа должна быть знакомая, по месту жительства, и это вроде правильно – родители за детей меньше волнуются. Но если школа в вашем дворе с каким-нибудь химическим уклоном, а у ребенка нет склонностей к изучению этого предмета, что делать тогда? В интервью эти ситуации встречаются очень часто:
– У нас сделали математический класс. Я, конечно, изучаю математику, но уже не хочу только ею заниматься. Я бы лучше серьезно экономику изучал. А нам говорят: вы математический класс, и это вам не нужно. Откуда они знают?
Какие у меня варианты?
Нас интересовало, как именно старшеклассники представляют картины (сценарии, траектории) собственного будущего:
– Я искала такую профессию, которая даст мне уверенность в завтрашнем дне. Поначалу было очень тяжело. Какие сейчас институты, факультеты? Об этом нигде не печатается, не говорится, то есть надо самой выяснять, ездить. Мы, выпускники, остаемся один на один с этой проблемой. Может, так и нужно, может, это вовсе и не проблема нашей школы?
Как правило, вся информация есть. Конечно, ее нужно уметь собирать и систематизировать. Но чего мы хотим от детей, если даже ответственные за профориентацию в школе не всегда знают предложения учебных заведений. Некоторые старшеклассники сами пробуют строить свои жизненные траектории, сценарии и, пусть немного коряво, говорят:
– Если не поступлю в институт, пойду в техникум или просто попробую себя во взрослой жизни, а потом уже буду решать, что делать. Просто поработаю, а потом уже решу, поступать снова или не поступать.
У детей с окраин и малых городов в целом еще хуже обстоят дела с обсуждением будущего и продолжением образования. Они могут сказать о своих желаниях, но при этом не объясняют, как они собираются достичь их исполнения, что у них получится, а что нет, в лучшем случае видят только финансовые препятствия:
– Я так думаю: с поступлением в наш педагогический вуз у меня не будет проблем. Только деньги нужны, даже на бесплатное отделение надо платить вступительный взнос.
Рассуждения про будущее как будто застряли еще в подростковом возрасте. Очень типичны такие высказывания:
– Хорошая работа – это такая, когда встаешь утром радостно, идешь на работу и тебе там нравится. Сидишь, ничего не делаешь и бабки получаешь.
Заключение
Четких представлений о поступлении выпускники школ обычно не имеют. И дело совсем не в том, как оправдываются многие учителя, что изменились требования к абитуриентам. Существенно изменились требования к школе со стороны общества и рынка труда, а она до сих пор не смогла адаптироваться к новым вызовам.
Конечно, серьезные выводы и обобщения еще впереди. Однако если взглянуть на картину рассуждений старшеклассников, можно задать ряд важных вопросов школе, учителям, родителям, взрослым. Мы понимаем, что некоторые из них пока не имеют не то что практических, а даже и теоретических ответов… И тем не менее.
1. Насколько важно обсуждать со старшеклассниками продолжение образования для самих взрослых? Насколько мы готовы принимать те соображения, которые выдвигают ребята?
2. Есть ли у нас институциональные возможности такого разговора? Можем ли мы их предложить? Рассчитываем ли мы реально на рост основательности планов старшеклассников?
3. Как в этом смысле мы готовы меняться сами? Готова ли меняться старшая школа под старшеклассников или она походит на старый чемодан – и нести тяжело, и бросить жалко?
4. Включаем ли мы в свои обязательства ответственность школы за выбор, который делают старшеклассники? Или их выбор грозит школе разрушением? Замечаем ли мы, что жизнь многих молодых людей лишена свободного времени? Понимаем ли, что качество образования связано не только с количеством выученных уроков?
5. Понимаем ли мы, что, чем ближе к периферии, тем меньше доступность продолжения образования? Одновременно с этим понимаем ли мы, что провинциальность (незрелость) в вопросах профессионального определения не совсем географический факт, а скорее факт зрелости?
6. Понимаем ли мы, наконец, что ребенок, как в известном анекдоте, не заговорит, пока его не спросят?