Знания оптом и в розницу
«Пишу рефераты, курсовые работы на заказ», «Огромная база данных по всем интересующим вас темам: курсовые, дипломные» - к таким частным объявлениям на столбах и в газетах мы уже привыкли. Но когда женский голос в троллейбусной рекламе радостно сообщил, что открывается «Реферат-центр», где готовят на заказ курсовые, контрольные и рефераты, мне показалось, что это уже чересчур.
В полуподвальчике только что открывшегося «центра» толпится народ. Кому - готовый текст набрать, кому - скачать доклад из Инета (по 2 рубля за страничку), а кому и заказать контрольную или курсовую по индивидуальной теме. Цены колеблются от 150 до 400 рублей - как раз для богатых студентов экономфака. Филологов или историков здесь пока не обслуживают - то ли курсовые для них писать сложнее, то ли обращаются реже. Стоят в очереди и школьники - распечатать доклад для конференции.
- Извините, а лицензия какая-нибудь есть у вас? Вы ведь образовательные услуги оказываете?
Девушка за компьютером, набирающая титульный лист для доклада гимназистки (полное оформление обошлось той в 80 рублей), в замешательстве смотрит на меня:
- Эти вопросы к нашему шефу, но когда он будет, сказать не могу... Телефон его я не дам, и сам он тоже вряд ли сможет позвонить, очень занятой человек. Как его зовут? Извините, без согласования с ним я не могу давать какую-либо информацию...
Просто Зоя Космодемьянская на допросе. Чувствуя себя разведчиком, побывавшим в логове врага, возвращаюсь в редакцию и звоню в Минобразования ЧР. Впрочем, там мой пыл остудили:
- Этот центр оказывает не образовательные услуги, а предпринимательские. Так что главное, чтобы они налоги исправно платили, - объяснил и.о. начальника управления профобразования Алексей Степанов. - А что они там из Интернета скачивают и для кого - это их личное дело.
Разоблачить студента - дело муторное
«Да что ты возмущаешься? - удивилась подруга-студентка. - Каждый уважающий себя человек хоть раз что-то из Интернета скачал. Это же физически невозможно - все рефераты самому написать. Думаешь, преподы их читают? Они галочку поставили - «сдал», и больше им ничего не надо»..
Но я не угомонилась. Интересно, как бы отреагировали кондукторы в троллейбусах, если "бы женский голос в рекламе радостно сообщил: «Изготавливаем фальшивые проездные! На все виды транспорта, для всех категорий граждан!» Все ведь знают, что фальшивые проездные существуют, и немало людей с ними ездят. Но их изготовление и распространение уголовно наказуемы, и человек, застигнутый с подделкой, чувствует себя преступником. А что чув-ствуют преподаватели, когда им приносят «поддельный» реферат или курсовую?
Юрий Лебедев, преподаватель кафедры всеобщей истории ЧГУ:
- Опытный педагог сразу видит, сам человек писал или скачал готовое. Но чаще всего на это закрывают глаза, потому что разоблачать студентов - дело муторное. В принципе, такие подделки неизбежны. Человек должен сам решить: ему нужен личный рост или просто «корочка».
Виктор Васильев, преподаватель латыни на медфаке ЧГУ:
- Возникает соблазн влепить «два», но так не поступаю: все равно труд проделан. Человек в Интернет залез, искал, скачивал, получил навыки работы в сети. Хотя там очень много низкокачественных работ с вопиющими фактическими ошибками. Так что платить за готовый «курсач» из Инета - это покупать кота в мешке.
Зачем мы пишем рефераты?
Контрольная работа, реферат, курсовая - это способы проверки знаний, умений и навыков студентов и учащихся. Например, реферат подразумевает вытяжку из нескольких источников, причем от автора требуется не голое цитирование чужих мнений, а высказывание своего отношения к ним. «Студент учится работать с литературой, фильтровать, выбирать нужное, формируется культура умственного труда», - считает Виктор Васильев.
Однако для вдумчивого, серьезного подхода часто не хватает времени: всевозможные рефераты и доклады вошли в моду не только в вузах, но и в школах.
- Я думаю, что человек умнее от того, что он напишет реферат, не станет, - говорит учитель-словесник средней школы № 55 Нина Фролова. - В последнее время их стали задавать по всем предметам. И, поскольку учителя злоупотребляют этой формой проверки, ученики ищут, как от нее защититься. Конечно, рефераты развивают. Но когда их требует каждый учитель, это немыслимо.
В общем, замкнутый круг. Заваленные домашними заданиями и непомерной нагрузкой, ученики и студенты ищут готовые работы в Интернете, в реферат - центрах, у знакомых старшекурсников - и предъявляют педагогам «фальшивые» рефераты и доклады. Не все, конечно, но многие. А педагоги со вздохом «закрывают» глаза на подделки и... продолжают задавать новые. В выигрыше остается только основатель реферат - центра: ведь гораздо проще заплатить за чужие знания, чем, сидя допоздна в библиотеке, добывать свои собственные.
От редакции. У вас есть свое мнение на этот счет, уважаемые читатели? С удовольствием его опубликуем. Пишите в редакцию, звоните (тел.: 622-111)!